Диалог художественных сознаний как верификация эстетических координат (Иван Бунин – Милан Кундера – Карлос Кастанеда – Виктор Пелевин)

  • Андрей Николаевич Безруков Башкирский государственный университет, Бирский филиал
Ключевые слова: литературный постмодернизм, метасюжет, художественный дискурс, Иван Бунин, Карлос Кастанеда, Виктор Пелевин, рецепция текста, диалог сознаний

Аннотация

В статье проанализирована действенная природа литературной метасюжетики. Анализ осуществлен в пределах малой прозы Виктора Пелевина. Рецепция пелевинского текста позволила выявить в нем следы прозы Ивана Бунина, Милана Кундеры и Карлоса Кастанеды. В анализируемых текстах выявлена не только цитатная повторяемость – интертекст, но и смежные смысловые параллели. Основные методы анализа, используемые в работе: структурно-типологический, герменевтический, рецептивный, сравнительно-сопоставительный. Метасюжет позволяет писателю-постмодернисту расширить как текстовые, так и коннотативные уровни. Читательская рецепция в данном случае подтверждает конструктивный диалог художественных сознаний. В работе сделан вывод, что эстетические системы оценки реальности, на первый взгляд разнородные, по своей целевой направленности сближаются в единый конгломерат ценностного ориентирования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Андрей Николаевич Безруков, Башкирский государственный университет, Бирский филиал

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии

Литература

Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М., 1976. Т. 1.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

Безруков А.Н. Русская постмодернистская литература в корпусной матрице фреймов и концептов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3 (95).

Богданова О.В. Виктор Пелевин и «московский концептуализм» // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 4. Т. 16.

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало XXI века). СПб., 2004.

Бунин И.А. Поздний час // Полное собрание сочинений: в 13-и тт. М., 2006. Т. 6.

Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.

Кастанеда К. Отшельник / Пер. с исп. М., 2005.

Кротова Д.В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3 (69).

Кундера М. Бессмертие. СПб., 2001.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта. М., 2001.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 2-х тт. М., 2003. Т. 2.

Липовецкий М. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М., 2008.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков, 2000.

Носачев П.Г. Эзотерический палимпсест: системы образов в творчестве В. Пелевина // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 27.

Пелевин В.О. Мост, который я хотел перейти // Relics: Избранные произведения. М., 2005.

Тамарченко Н.Д. Статус героя и «язык сюжета» в «Евгении Онегине» (К постановке проблемы) // Болдинские чтения. Горький, 1983.

Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001.

Федосова Т.В. Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе // Филология и человек. 2012. № 1.

Широкова Е.Н. Дискурсивность и интертекстуальность как источники поликодовости художественного текста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2-2.

Опубликован
2018-11-28
Как цитировать
1. Безруков А. Н. Диалог художественных сознаний как верификация эстетических координат (Иван Бунин – Милан Кундера – Карлос Кастанеда – Виктор Пелевин) // Филология и человек, 2018. № 3. С. 77-88. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4802.
Выпуск
Раздел
Статьи