Терминологическое сопровождение «визуального поворота» в современной культуре познания

  • Наталья Васильевна Халина Алтайский государственный университет Email: nkhalina@yandex.ru
  • Татьяна Николаевна Внучкова Алтайский государственный медицинский университет Email: t.vnuchkova@mail.ru
  • Людмила Михайловна Комиссарова Алтайский государственный университет Email: lkomissarova@yandex.ru
Ключевые слова: LSP (язык для специальных целей), визуальные исследования, визуальный поворот, терминополе, терминологическое облако

Аннотация

В статье рассматривается терминологическое сопровождение формирования новой интегральной области социально-гуманитарного знания «визуальных исследований», обусловленных «визуальным поворотом» в системе философского осмысления связей мира. Вводится, по аналогии с LSP, понятие языка визуальных исследований (LVP) как разновидности языка для философско-методологических целей (LPMP). В качестве форм визуальной репрезентации связей единиц языка LVR и языка LPMP предлагаются терминологическое поле и терминологическое облако. Актуальность изучения терминологического сопровождения визуальных исследований обусловлена тем, что этот тип представляет собой результат оформления третьего этапа институционального структурирования науки, который характеризуется созданием локальных сообществ для исследования отдельных предметных областей. Метаязык современных визуальных исследований предлагается рассматривать в контексте LSP как LVSP – Language for Visual Studies Purposes, или язык для целей визуальных исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Наталья Васильевна Халина, Алтайский государственный университет

доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы

Татьяна Николаевна Внучкова, Алтайский государственный медицинский университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

Людмила Михайловна Комиссарова, Алтайский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы

Литература

Аджимаз О., Кожемякин Е. Культурные модели визуальной репрезентации власти в дискурсе фотожурналистики // Современный дискурс-анализ. 2011. Вып. 4.

Анненкова А.В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30).

Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1 (85).

Белинская Д.В. Визуальная репрезентация мужских и женских образов. [Электронный ресурс]. URL: http://shikardos.ru/text/vizualenaya-reprezentaciya-mujskih-i-jenskih-obrazov-belinskay.

Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры // Успехи современного естествознания. 2009. № 7.

Вульф К. Homo pictor или возникновение человека из воображения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2008. № 1.

Голованова Е.И. Предмет и задачи когнитивно-исторического терминоведения // Научно-техническая терминология. 2007. Вып. 1.

Забросаева И.А., Конурбаев М.Э. От LSP до специализированного дискурса: исторический срез // Язык, сознание, коммуникация. М., 2014. Вып. 49.

Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Ин-та философии и права Уральского отд. Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2005. Вып. 5.

Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2016. № 2.

Князева Е. Синергетический вызов культуре. [Электронный ресурс]. URL: http://philocv.files.wordpress.com/.pdf.

Колодий В.В. Видение и особенности современного визуального опыта // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6.

Костяшина Е.А. Визуальный код как механизм моделирования дискурсивной картины мира в современном глянцевом журнале. [Электронный ресурс]. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/488.html.

Кувшинова М. Кино как визуальный код. М., 2014.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Кутина Л.Л. Языковые процессы, возникающие при становлении научных терминологических систем // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М., 1992.

Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М., 2007.

Морозова Л.В. Опыт дефиниционного описания терминополя (на базе терминов ядерной физики и техники): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1980.

Мухамеджанова А. Визуальные коды «кэмпа» // Cineticle № 23. Философия (в) кино. [Электронный ресурс]. URL: http://cineticle.com/text/682-visual-codes-of-camp.html.

Мясникова Л.А., Дроздова А.В., Архипова Ю.В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаообществе. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-reprezentatsiya-povsednevnosti-v-sovremennom-mediaobschestve.

Натансон Э.А. Термины как особый раздел лексики и источники русской технической терминологии. М., 1970.

«Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., 2013.

Полонников А.А. Визуальное событие и визуальное отношение // Направления и механизмы совершенствования преподавания в высшей школе. Минск, 2014.

Раздуев А.В. Современный английский подъязык нанотехнологий: структурно-семантическая, когнитивно-фреймовая и лексикографическая модели: дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2013.

Рягузова Е.В. Визуальная репрезентация как способ конструирования – реконструирования психологической ситуации // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1.

Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. … док. культур. наук. М., 2012.

Сохань И.В. Визуальные репрезентации гастрономической культуры // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2014. № 1 (1).

Суханов В.А. Визуальное как элемент авторского кода в поэтике современного романа // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2.

Умерова М.В. Формирование и развитие терминологий и терминосистем. М., 2004.

Усманова А. Повторение и различие, или «Еще раз про любовь» в советском и постсоветском кинематографе // Новое литературное обозрение. 2004.

Флиер А.Я. Культура познания как феномен коллективной психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/flier-a-ya-kultura-kak-istoriya-i-istoriya-kak-kultura-kontseptualnoe-modelirovanie-sotsiokulturnoy-dinamiki

Хомутова Т.Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 71.

Braidotti R. Posthuman, All Too Human. Towards a New Process Ontology. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0263276406069232.

Christensen P., James A. Research with Children: Perspectives and Practices. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/about/Research_with_Children.html?id=IGMVAAAAIAAJ&redir_esc=y.

Clark Сh. The structure of educational research. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1080/01411920500082128.

Collier J. Jr. Photography in Anthropology: A Report on Two Experiments [Электронный ресурс]. URL: https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1525.

Cook Т., Hess Е. What the Camera Sees and from Whose Perspective. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0907568207068562.

Gillian R. Visual Methodologies. An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. [Электронный ресурс]. URL: https://www.colorado.edu/geography/class_homepages/geog4892_sum11.pdf.

Goldman-Segall R. Points of Viewing Children's Thinking. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books.

Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nyu.edu/classes/bkg/methods/harper.pdf.

Lasse L., Antti R., Jaakko H. & Maiju P. Exploring the foundations of visual methods used in research with children. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1350293X.2015.1062663?src=recsys&journalCode=recr20.

Lather P. and E.A. St. Pierre. Post-qualitative Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09518398.2013.788752.

Plowman L., Stevenson O. Preschool children’s learning with technology at home. [Электронный ресурс]. URL: https://pure.strath.ac.uk/portal/en/publications/preschool-childrens-learning-with-technology-at-home(f37d15e8-8d58-4917-abd3-724d28eb2ffa)/export.html.

Smith et al. EOS Terra Aerosol and Radiative Flux Validation: An Overview of the Chesapeake Lighthouse and Aircraft Measurements for Satellites (CLAMS) Experiment. [Электронный ресурс]. URL: https://zdoc.site/smith-et-al-2005-modis-atmosphere-nasa.html.

Szulc A.Podreczny slownik iezykoznawstwa stosowanego. Dydaktyka iezykow obcych. Warszawa, 1984.

Опубликован
2018-11-28
Как цитировать
Халина Н. В., Внучкова Т. Н., Комиссарова Л. М. Терминологическое сопровождение «визуального поворота» в современной культуре познания // Филология и человек, 2018, № 3. С. 185-195 DOI: 10.14258/filichel(2018)3-15. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4814.
Выпуск
Раздел
Проблемы филологического образования
Bookmark and Share