Terminological Support of «Visual Turn» in Contemporary Culture of Knowledge
Abstract
The article deals with the terminological support of the formation of a new integral area of social and humanitarian knowledge of «visual research» conditioned by the «visual twist» in the system of philosophical understanding of the world's relations. The concept of visual research language (LVR) as a kind of language for philosophical and methodological purposes (LPMP) is introduced by analogy with LSP. Terminological field and terminological cloud are proposed as forms of visual representation of the relations of language units of LVR and language LPMP. The relevance of the study of terminological support of visual research is determined by the fact that this type is the result of the development of the third stage of institutional structuring of science, which is characterized by the creation of local communities for studying certain subject areas. The meta-language of modern visual research is proposed to be considered in the context of LSP as LVSP – Language for Visual Studies Purposes, or language for visual research purposes.
Downloads
Metrics
References
Аджимаз О., Кожемякин Е. Культурные модели визуальной репрезентации власти в дискурсе фотожурналистики // Современный дискурс-анализ. 2011. Вып. 4.
Анненкова А.В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30).
Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1 (85).
Белинская Д.В. Визуальная репрезентация мужских и женских образов. [Электронный ресурс]. URL: http://shikardos.ru/text/vizualenaya-reprezentaciya-mujskih-i-jenskih-obrazov-belinskay.
Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры // Успехи современного естествознания. 2009. № 7.
Вульф К. Homo pictor или возникновение человека из воображения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2008. № 1.
Голованова Е.И. Предмет и задачи когнитивно-исторического терминоведения // Научно-техническая терминология. 2007. Вып. 1.
Забросаева И.А., Конурбаев М.Э. От LSP до специализированного дискурса: исторический срез // Язык, сознание, коммуникация. М., 2014. Вып. 49.
Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Ин-та философии и права Уральского отд. Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2005. Вып. 5.
Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2016. № 2.
Князева Е. Синергетический вызов культуре. [Электронный ресурс]. URL: http://philocv.files.wordpress.com/.pdf.
Колодий В.В. Видение и особенности современного визуального опыта // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6.
Костяшина Е.А. Визуальный код как механизм моделирования дискурсивной картины мира в современном глянцевом журнале. [Электронный ресурс]. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/488.html.
Кувшинова М. Кино как визуальный код. М., 2014.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Кутина Л.Л. Языковые процессы, возникающие при становлении научных терминологических систем // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М., 1992.
Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М., 2007.
Морозова Л.В. Опыт дефиниционного описания терминополя (на базе терминов ядерной физики и техники): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1980.
Мухамеджанова А. Визуальные коды «кэмпа» // Cineticle № 23. Философия (в) кино. [Электронный ресурс]. URL: http://cineticle.com/text/682-visual-codes-of-camp.html.
Мясникова Л.А., Дроздова А.В., Архипова Ю.В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаообществе. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-reprezentatsiya-povsednevnosti-v-sovremennom-mediaobschestve.
Натансон Э.А. Термины как особый раздел лексики и источники русской технической терминологии. М., 1970.
«Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., 2013.
Полонников А.А. Визуальное событие и визуальное отношение // Направления и механизмы совершенствования преподавания в высшей школе. Минск, 2014.
Раздуев А.В. Современный английский подъязык нанотехнологий: структурно-семантическая, когнитивно-фреймовая и лексикографическая модели: дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2013.
Рягузова Е.В. Визуальная репрезентация как способ конструирования – реконструирования психологической ситуации // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1.
Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. … док. культур. наук. М., 2012.
Сохань И.В. Визуальные репрезентации гастрономической культуры // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2014. № 1 (1).
Суханов В.А. Визуальное как элемент авторского кода в поэтике современного романа // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2.
Умерова М.В. Формирование и развитие терминологий и терминосистем. М., 2004.
Усманова А. Повторение и различие, или «Еще раз про любовь» в советском и постсоветском кинематографе // Новое литературное обозрение. 2004.
Флиер А.Я. Культура познания как феномен коллективной психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/flier-a-ya-kultura-kak-istoriya-i-istoriya-kak-kultura-kontseptualnoe-modelirovanie-sotsiokulturnoy-dinamiki
Хомутова Т.Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 71.
Braidotti R. Posthuman, All Too Human. Towards a New Process Ontology. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0263276406069232.
Christensen P., James A. Research with Children: Perspectives and Practices. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/about/Research_with_Children.html?id=IGMVAAAAIAAJ&redir_esc=y.
Clark Сh. The structure of educational research. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1080/01411920500082128.
Collier J. Jr. Photography in Anthropology: A Report on Two Experiments [Электронный ресурс]. URL: https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1525.
Cook Т., Hess Е. What the Camera Sees and from Whose Perspective. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0907568207068562.
Gillian R. Visual Methodologies. An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. [Электронный ресурс]. URL: https://www.colorado.edu/geography/class_homepages/geog4892_sum11.pdf.
Goldman-Segall R. Points of Viewing Children's Thinking. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books.
Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nyu.edu/classes/bkg/methods/harper.pdf.
Lasse L., Antti R., Jaakko H. & Maiju P. Exploring the foundations of visual methods used in research with children. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1350293X.2015.1062663?src=recsys&journalCode=recr20.
Lather P. and E.A. St. Pierre. Post-qualitative Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09518398.2013.788752.
Plowman L., Stevenson O. Preschool children’s learning with technology at home. [Электронный ресурс]. URL: https://pure.strath.ac.uk/portal/en/publications/preschool-childrens-learning-with-technology-at-home(f37d15e8-8d58-4917-abd3-724d28eb2ffa)/export.html.
Smith et al. EOS Terra Aerosol and Radiative Flux Validation: An Overview of the Chesapeake Lighthouse and Aircraft Measurements for Satellites (CLAMS) Experiment. [Электронный ресурс]. URL: https://zdoc.site/smith-et-al-2005-modis-atmosphere-nasa.html.
Szulc A.Podreczny slownik iezykoznawstwa stosowanego. Dydaktyka iezykow obcych. Warszawa, 1984.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.