Структура художественного времени и пространства в пьесе А. Вампилова «Дом окнами в поле»
Аннотация
В статье рассматриваются структура и динамика художественного времени в ранней пьесе А. Вампилова «Дом окнами в поле», связь времени с пространством, их метафорическое единство. Прослеживается преемственность с поздней пьесой драматурга «Утиная охота», где сложное дифференцированное время смыкается с вневременной вечностью. Трансформации прошлого, настоящего и будущего в пьесе «Дом окнами в поле» определяют динамику отношений главных героев, формируют сюжет. В прошлом времени остаются возможности несостоявшегося будущего, способного еще влиять на настоящее. Ионо воспринимается героями как ресурс. Размываются границы реального и нереального, будущее включается в настоящее и становится прошлым, деконструируется. Действие на сцене, локализованное в диалоге влюбленных, характеризуется симультанностью художественного времени – прошлого, настоящего и будущего, что становится катализатором момента принятия Третьяковым решения. В пьесе «Дом окнами в поле» творческое отношение со временем главных действующих лиц имеет судьбоносное значение. Вариативность временных пластов, их сдвиги,свобода воображаемого перемещения героев внутри времени создают в пьесе особый вампиловский хронотоп.
Скачивания
Metrics
Литература
Вампилов А. Драматургическое наследие. Иркутск, 2002.
Владимирцев В.П. Явление исторической поэтики: художественные идеи Достоевского в «загадочной» пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» // Alma mater Александра Вампилова. Иркутск, 2008.
Дашевская О.А. Время в произведениях Вампилова // Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. Иркутск, 2000.
Дашевская О.А. «Дом окнами в поле» // Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. Иркутск, 2000.
Зырянова О.Н. А. Вампилов и С. Беккет (к проблеме поэтики абсурда) // Alma mater Александра Вампилова. Иркутск, 2008.
Иванова В.Я. Метафоры и метаформы времени в пьесе А. Вампилова «Утиная охота» // В мире Александра Вампилова. Иркутск, 2013.
Плеханова И.И. Александр Вампилов и Валентин Распутин: диалог художественных систем. Иркутск, 2016.
Смирнов С.Р. Сюжет третий. Четыре «дуэли» Лидии Астафьевой и Владимира Третьякова («Дом окнами в поле») // Недопетая песня…: Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова. Иркутск, 2005.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.