Образ Алтая в рассказе В. Бианки «Она»

  • Александр Иванович Куляпин Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)
Ключевые слова: Алтай, локальный текст, образ, метафора, миф

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению индивидуальной мифологии Виталия Бианки. Образ Алтая, созданный писателем в рассказе «Она», связан с весьма распространенной в мировой культуре практикой – определять специфику того или иного локального текста через гендерную идентификацию. Бианки, полемизируя с устоявшейся традицией придавать краю маскулинизированный облик, предпочитает феминизировать образ Алтая. Писатель не без умысла сделал названием своего произведения личное местоимение женского рода. Грозное атмосферное явление, описанное в рассказе, по-научному именуется «фёном», в просторечии «верховкой», но рассказчик, как и автор, явно предпочитает неопределенно-загадочное обозначение – «Она». В русском языке категория грамматического рода в большинстве случаев не имеет никакого отношения к семантике биологического пола, но в тексте Бианки мы встречаемся с редким исключением. В главной героине – «вещей девушке-алтайке», «каменной деве», достигшей абсолютной полноты слияния с природным миром, автор рассказа воплотил Эрос Алтая – влекущий и пугающий одновременно.

Биография автора

Александр Иванович Куляпин, Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы

Литература

Бианки В.В. Собрание сочинений: в 4-х тт.. Л., 1973. Т. 2. Повести и рассказы.

Бианки Е. Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки // Бианки В.В. Собрание сочинений: в 4-х тт. Л., 1975. Т. 4.

Бианки Е. «Я бы выбрал Алтай…» // Бианки В. В. Удивительные тайны: Повести, рассказы. Барнаул, 1984.

Богумил Т.А. Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул. Барнаул, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://books.altspu.ru/items/show/84.

Богумил Т.А. Виталий Валентинович Бианки // Литературно-туристический Алтай: топосы – мифы – имена. Барнаул, 2018.

Вяткина Г.В. О влиянии русской духовной культуры на становление художника // Макарьевские чтения. Горно-Алтайск, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2002/index.html.

Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1978. Т. 6.

Данилин А.Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993.

Ерёмина О.А., Смирнов Н. Н. Иван Ефремов. М., 2013.

Ефремов И.А. Озеро Горных Духов // Ефремов И.А. Собрание сочинений: в 5-и тт. М., 1986. Т. 1.

Каруновская Л.Э. Представления алтайцев о Вселенной // Советская этнография. 1935. № 4–5.

Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2002. Т. 1. Язык.

Липовецкий М. Зловещее в сказах Бажова // Quaestio Rossica. 2014. №2.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-и тт. Таллинн, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.

Маточкин Е.П. Визуальные образы фольклора в творчестве художников Горного Алтая // Сибирский филологический журнал. 2009. № 4.

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3-х тт. М., 1985. Т. 2.

Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. 1946. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/ELibrary.html

Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Критический анализ. Ереван, 1989.

Черкасов А.А. Из записок сибирского охотника. М., 1994.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
Куляпин, А. (2019). Образ Алтая в рассказе В. Бианки «Она». Филология и человек, (2), 45-56. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-04
Выпуск
Раздел
Статьи