«Дядюшкин сон»: проблема жанра произведения Ф.М. Достоевского
Аннотация
В статье рассматривается проблема жанрового своеобразия первого написанного после каторги произведения Достоевского «Дядюшкин сон». Оно является глубоко новаторским с точки зрения жанровой природы, сочетает в себе элементы разных литературных родов, наследует различные литературные традиции. Более того, это не просто синтез, а интерференция жанромодулирующих кодов летописи, комической повести, трагедии, комедии, фарса и водевиля. Включая в жанровый диапазон «Дядюшкина сна» различные модификации драмы и эпоса, Достоевский показывает сложность и неоднозначность стихии самой жизни, в которой даже талантливого автору или режиссеру невозможно предугадать финал. В заголовке Достоевский опирается на два претекста: комедию В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» и трагикомедию П. Кальдерона «Жизнь есть сон», одновременно вступая в диалог с предшественниками. В результате анализа автор приходит к выводу о синкретичности жанровой природы художественного текста Достоевского, построенного на совмещении различных жанровых традиций и пародировании слабых сторон каждого жанра.
Скачивания
Metrics
Литература
Акелькина Е.А., Владимирцев В.П. Петербургская летопись // Достоевский: сочинения, письма, документы. СПб., 2008.
Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX–начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск, 2005.
Викторович В.А. Казус Мозглякова (Повесть Достоевского «Дядюшкин сон в литературном и биографическом аспекте) // Острова любви Борфеда. СПб., 2016.
Владимирцев В.П. Дядюшкин сон // Достоевский: сочинения, письма, документы. СПб., 2008.
Врангель А.Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири 1854–56 гг. СПб., 1912.
Герасимов Б.Г. Ф.М. Достоевский в Семипалатинске (Статья вторая) // Сибирские огни. 1926. № 3.
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. СПб., 1987.
Захаров В.Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика). Л., 1985.
Кибальник С.А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб., 2013.
Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). М., 1860.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.
Мирзоев В.Г. Присоединение и освоение Сибири. М., 1960.
Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М., 1979.
Одиноков В.Г. «Сибирская» повесть Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» (Поэтика жанра) // Развитие повествовательных жанров в литературе Сибири. Новосибирск, 1980.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 16-и тт. Л., 1937-1949.
Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984.
Самойлов Сергей Васильевич // Достоевский: антология жизни и творчества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedordostoevsky.ru/around/Samoilov_S_V/
Свободная И.Н. Благородный любительский театр горных офицеров (к 175-летию основания любительского театра Алтайского горного округа) (продолжение) // Вестник культуры Алтайского края. Барнаул, 2003б. № 2 (10).
Свободная И.Н. Благородный любительский театр горных офицеров: (к 175-летию основания любительского театра Алтайского горного округа) // Вестник культуры Алтайского края. Барнаул, 2003а. № 5 (9).
Тихомиров Б.Н. Грустные и смешные персонажи Достоевского // Достоевский Ф.М. Малая проза. Книга первая: Слабое сердце; Чужая жена и муж под кроватью; Маленький герой; Дядюшкин сон. СПб., 2017.
Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862 гг. Л., 1980.
Фазиулина И.В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф.М. Достоевского: поэтика и онтология: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2005.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.