Полифония в творчестве Дж. Калифорнии Купер

  • Оксана Владимировна Каркавина Алтайский государственный университет (Барнаул)
Ключевые слова: полифония, литературно-художественный текст, субъектно-речевой план, рассказчик, персонаж

Аннотация

В публикации речь идет о возможностях применения музыкального термина «полифония» для описания особенностей литературно-художественного текста. В качестве объекта исследования рассматривается творчество современной афроамериканской писательницы Дж. Калифорнии Купер. Полифоничность понимается не метафорически, а буквально – как многоголосие, характеризующееся переплетением как минимум двух мелодически самостоятельных голосов. Автор статьи выделяет два вида полифонии в исследуемых произведениях: контрастную и подголосочную. Контрастная полифония в литературном тексте связана с особой сюжетно-композиционной организацией произведения. Подголосочная полифония – с использованием автором нескольких субъектно-речевых планов: плана рассказчика и плана персонажей. Введение субъектно-речевой сферы персонажа предполагает непосредственное включение речи основных участников событий в ткань повествования. В анализируемых рассказах субъектно-речевой план персонажей представлен в форме прямой, косвенной и несобственно-прямой речи, а также посредством прямого внутреннего монолога.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Оксана Владимировна Каркавина , Алтайский государственный университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры германского языкознания и иностранных языков  

Литература

Абиева Н.А. Поэтический экфрасис // StudiaLinguistica. СПб., 2001. Вып. 10.

Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб., 1995.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе 18–20 веков. Киев, Одесса, 1985.

Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры. Таллин, 1996. Т. 1.

Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.,1992.

Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982.

Образцова А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX–XX веков. М., 1984.

Осипова В.Д. Полифония. Омск, 2006.Ч. 1.

Погребняк Ю.В. Взаимодействие автора и персонажа в интериоризованном дискурсе // Вестник Иркут.гос. лингв. ун-та. Сер. «Филология». 2011. № 1 (13).

Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

Рубине М. Пластическая радость красоты: экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003.

Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика.М., 1957.Т. 1.

Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб., 1995.

Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.

Cooper J. California. Wild Stars Seeking Midnight Suns.New York, 2007.

Wolf W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam, 1999.

Опубликован
2019-09-18
Как цитировать
1. Каркавина О. В. Полифония в творчестве Дж. Калифорнии Купер // Филология и человек, 2019. № 3. С. 53-63. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6413.
Выпуск
Раздел
Статьи