«Триединство» звука, слова, смысла: лингвистический анализ лирического цикла М. И. Цветаевой «Сивилла»

  • Ольга Геннадьевна Никулкина Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Брянский филиал)
Ключевые слова: лингвистический анализ, коннотативное значение, окказионализм, изобразительные средства, художественный повтор

Аннотация

В статье предлагается комплексный лингвистический анализ поэтического цикла М.И. Цветаевой «Сивилла» с привлечением этнолингвистической информации. Выявлен художественно-изобразительный потенциал единиц всех языковых уровней (фонетического, словообразовательного, лексического, грамматического). Установлено, что доминантным художественным приёмом в цикле является изобразительный повтор, проявляющийся на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях. Звуковая ткань стихотворений цикла организована аллитерованными согласными, повторами анафорических и эпифорических звуковых комплексов, звуковыми диссонансами, паронимической аттракцией. Семантически значимые, повторяющиеся лексемы организуют лексический ярус текстов стихотворений. Повторы одномодельных параллельных синтаксических конструкций придают художественной речи ритмичность. Выделенные разноуровневые текстопорождающие структуры в подтексте стихотворений цикла становятся смыслообразующими. Продемонстрирована роль языковых средств и их единство в интерпретации смысловой ткани поэтического текста, а также в раскрытии авторской картины мира. Сделаны выводы о том, что путём скрещивания в образе сивиллы мифологического и христианского дискурсов автор транслирует своё понимание концепции творчества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Ольга Геннадьевна Никулкина, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Брянский филиал)

кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Литература

Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир: звуковая стихия М. Цветаевой. СПб., 2000.

Барковская Н.В. «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой // Критика и семиотика. 2018. Вып. 1.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

Геворкян Т.М. Об одной рифме в книге Марины Цветаевой «После России» // Вопросы литературы. 2017. Т. 2.

Губанов С.А. О некоторых способах расширения эпитета в текстах Марины Цветаевой // Филология и человек. 2017. № 2.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.

Ермакова Л.А. Гендерно маркированные языковые средства в поэтическом дискурсе Марины Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2018.

Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология). СПб., 1999.

Кашицына Е.Г. Система антонимов как средство выражения контраста в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2019.

Клешнина Н.И. Стихотворение «Глаголы» как поэтическая программа И. Бродского // Филология и человек. 2008. № 1.

Мифологический словарь. М., 1991.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.

Ревзина О.Г. Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.

Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.

Самсонова Т.А. Художественная функция литературных имен в лирике А.А. Ахматовой // Филология и человек. 2009. № 1.

Скокова Д.С. Пространство и поэт в эстетике М.А. Волошина: стихотворение «Дом Поэта» // Филология и человек. 2015. № 2.

Скрипова О.А.Внутренние рифмы в циклах Марины Цветаевой «Ариадна» и «Сивилла» // Лики Марины Цветаевой. М., 2006.

Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-и тт. М., 1995–2012.

Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.

Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. 2018. № 4.

Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.

Цветаева М. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1994–1995.

Опубликован
2020-09-05
Как цитировать
1. Никулкина О. Г. «Триединство» звука, слова, смысла: лингвистический анализ лирического цикла М. И. Цветаевой «Сивилла» // Филология и человек, 2020. № 3. С. 31-44. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7395.
Выпуск
Раздел
Статьи