«Триединство» звука, слова, смысла: лингвистический анализ лирического цикла М. И. Цветаевой «Сивилла»
Аннотация
В статье предлагается комплексный лингвистический анализ поэтического цикла М.И. Цветаевой «Сивилла» с привлечением этнолингвистической информации. Выявлен художественно-изобразительный потенциал единиц всех языковых уровней (фонетического, словообразовательного, лексического, грамматического). Установлено, что доминантным художественным приёмом в цикле является изобразительный повтор, проявляющийся на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях. Звуковая ткань стихотворений цикла организована аллитерованными согласными, повторами анафорических и эпифорических звуковых комплексов, звуковыми диссонансами, паронимической аттракцией. Семантически значимые, повторяющиеся лексемы организуют лексический ярус текстов стихотворений. Повторы одномодельных параллельных синтаксических конструкций придают художественной речи ритмичность. Выделенные разноуровневые текстопорождающие структуры в подтексте стихотворений цикла становятся смыслообразующими. Продемонстрирована роль языковых средств и их единство в интерпретации смысловой ткани поэтического текста, а также в раскрытии авторской картины мира. Сделаны выводы о том, что путём скрещивания в образе сивиллы мифологического и христианского дискурсов автор транслирует своё понимание концепции творчества.
Скачивания
Metrics
Литература
Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир: звуковая стихия М. Цветаевой. СПб., 2000.
Барковская Н.В. «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой // Критика и семиотика. 2018. Вып. 1.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.
Геворкян Т.М. Об одной рифме в книге Марины Цветаевой «После России» // Вопросы литературы. 2017. Т. 2.
Губанов С.А. О некоторых способах расширения эпитета в текстах Марины Цветаевой // Филология и человек. 2017. № 2.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.
Ермакова Л.А. Гендерно маркированные языковые средства в поэтическом дискурсе Марины Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2018.
Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология). СПб., 1999.
Кашицына Е.Г. Система антонимов как средство выражения контраста в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2019.
Клешнина Н.И. Стихотворение «Глаголы» как поэтическая программа И. Бродского // Филология и человек. 2008. № 1.
Мифологический словарь. М., 1991.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.
Ревзина О.Г. Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.
Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.
Самсонова Т.А. Художественная функция литературных имен в лирике А.А. Ахматовой // Филология и человек. 2009. № 1.
Скокова Д.С. Пространство и поэт в эстетике М.А. Волошина: стихотворение «Дом Поэта» // Филология и человек. 2015. № 2.
Скрипова О.А.Внутренние рифмы в циклах Марины Цветаевой «Ариадна» и «Сивилла» // Лики Марины Цветаевой. М., 2006.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-и тт. М., 1995–2012.
Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.
Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. 2018. № 4.
Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.
Цветаева М. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1994–1995.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.