«Триединство» звука, слова, смысла: лингвистический анализ лирического цикла М. И. Цветаевой «Сивилла»

  • Ольга Геннадьевна Никулкина Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Брянский филиал) Email: sinbad1982@yandex.ru
Ключевые слова: лингвистический анализ, коннотативное значение, окказионализм, изобразительные средства, художественный повтор

Аннотация

В статье предлагается комплексный лингвистический анализ поэтического цикла М.И. Цветаевой «Сивилла» с привлечением этнолингвистической информации. Выявлен художественно-изобразительный потенциал единиц всех языковых уровней (фонетического, словообразовательного, лексического, грамматического). Установлено, что доминантным художественным приёмом в цикле является изобразительный повтор, проявляющийся на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях. Звуковая ткань стихотворений цикла организована аллитерованными согласными, повторами анафорических и эпифорических звуковых комплексов, звуковыми диссонансами, паронимической аттракцией. Семантически значимые, повторяющиеся лексемы организуют лексический ярус текстов стихотворений. Повторы одномодельных параллельных синтаксических конструкций придают художественной речи ритмичность. Выделенные разноуровневые текстопорождающие структуры в подтексте стихотворений цикла становятся смыслообразующими. Продемонстрирована роль языковых средств и их единство в интерпретации смысловой ткани поэтического текста, а также в раскрытии авторской картины мира. Сделаны выводы о том, что путём скрещивания в образе сивиллы мифологического и христианского дискурсов автор транслирует своё понимание концепции творчества.

Скачивания

Metrics

PDF views
196
Sep 07 '20Sep 10 '20Sep 13 '20Sep 16 '20Sep 19 '20Sep 22 '20Sep 25 '20Sep 28 '20Oct 01 '20Oct 04 '202.0
| |

Биография автора

Ольга Геннадьевна Никулкина, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Брянский филиал)

кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Литература

Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир: звуковая стихия М. Цветаевой. СПб., 2000.

Барковская Н.В. «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой // Критика и семиотика. 2018. Вып. 1.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

Геворкян Т.М. Об одной рифме в книге Марины Цветаевой «После России» // Вопросы литературы. 2017. Т. 2.

Губанов С.А. О некоторых способах расширения эпитета в текстах Марины Цветаевой // Филология и человек. 2017. № 2.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.

Ермакова Л.А. Гендерно маркированные языковые средства в поэтическом дискурсе Марины Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2018.

Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология). СПб., 1999.

Кашицына Е.Г. Система антонимов как средство выражения контраста в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2019.

Клешнина Н.И. Стихотворение «Глаголы» как поэтическая программа И. Бродского // Филология и человек. 2008. № 1.

Мифологический словарь. М., 1991.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.

Ревзина О.Г. Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.

Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.

Самсонова Т.А. Художественная функция литературных имен в лирике А.А. Ахматовой // Филология и человек. 2009. № 1.

Скокова Д.С. Пространство и поэт в эстетике М.А. Волошина: стихотворение «Дом Поэта» // Филология и человек. 2015. № 2.

Скрипова О.А.Внутренние рифмы в циклах Марины Цветаевой «Ариадна» и «Сивилла» // Лики Марины Цветаевой. М., 2006.

Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-и тт. М., 1995–2012.

Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.

Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. 2018. № 4.

Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.

Цветаева М. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1994–1995.

Опубликован
2020-09-05
Как цитировать
Никулкина О. Г. «Триединство» звука, слова, смысла: лингвистический анализ лирического цикла М. И. Цветаевой «Сивилла» // Филология и человек, 2020, № 3. С. 31-44 DOI: 10.14258/filichel(2020)3-03. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7395.
Выпуск
Раздел
Статьи
Bookmark and Share