The «Trinity» of Sound, Word and Meaning: Linguistic Analysis of the Lyrical Cycle by M.I. Tsvetaeva "Sibyl"
Abstract
The article offers a comprehensive linguistic analysis of the poetic cycle by M.I. Tsvetaeva Sibyl with the involvement of ethnolinguistic information. Artistic and visual potential of units of all language levels (phonemic, morphemic, lexical, grammatical) is revealed. It is established that the dominant artistic technique in the cycle is expressive repetition, which is manifested at the phonemic, lexical and syntactic levels. The sound body of the cycle's poems is organized by alliterated consonants, repetitions of anaphoric and epiphoric sound complexes, sound dissonances and paronymic attraction. Semantically significant, recurring lexemes organize the lexical level of the texts of the poems. Repetitions of single-model parallel syntactic constructions provide rhythm to artistic speech. The selected multi-level text-generating structures, presented in the connotation of the poems, become semantic. The role of language means and their unity in the interpretation of the semantic body of the poetic text, as well as in the disclosure of the author's world views, is demonstrated. It is concluded that by crossing the mythological and Christian discourses in the image of the sibyl, the author conveys his understanding of the concept of creativity.
Downloads
Metrics
References
Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир: звуковая стихия М. Цветаевой. СПб., 2000.
Барковская Н.В. «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой // Критика и семиотика. 2018. Вып. 1.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.
Геворкян Т.М. Об одной рифме в книге Марины Цветаевой «После России» // Вопросы литературы. 2017. Т. 2.
Губанов С.А. О некоторых способах расширения эпитета в текстах Марины Цветаевой // Филология и человек. 2017. № 2.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.
Ермакова Л.А. Гендерно маркированные языковые средства в поэтическом дискурсе Марины Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2018.
Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология). СПб., 1999.
Кашицына Е.Г. Система антонимов как средство выражения контраста в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2019.
Клешнина Н.И. Стихотворение «Глаголы» как поэтическая программа И. Бродского // Филология и человек. 2008. № 1.
Мифологический словарь. М., 1991.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.
Ревзина О.Г. Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.
Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.
Самсонова Т.А. Художественная функция литературных имен в лирике А.А. Ахматовой // Филология и человек. 2009. № 1.
Скокова Д.С. Пространство и поэт в эстетике М.А. Волошина: стихотворение «Дом Поэта» // Филология и человек. 2015. № 2.
Скрипова О.А.Внутренние рифмы в циклах Марины Цветаевой «Ариадна» и «Сивилла» // Лики Марины Цветаевой. М., 2006.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-и тт. М., 1995–2012.
Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.
Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. 2018. № 4.
Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.
Цветаева М. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1994–1995.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.