«Сплёты букв»: графико-визуальные аспекты слова как экспрессивно значимые в контексте кубо-футуризма
Аннотация
В статье описывается поэтическая тенденция, возникшая в русском кубо-футуризме (группа «Гилея»): включение эпифеноменальных, графически-визуальных аспектов слова в структуру словесного знака. Расширение словесного знака объясняется при помощи двух подходов к изучению авангарда: семиотически-ориентированного подхода (Е. Фарыно, В. Фещенко, О. Коваль, М. Грыгар) и прагматико-ориентрованного подхода (М. Шапир, Д. Йоффе). В этих подходах обсуждается пересоздание словесного знака путём его разложения на дифференциальные признаки и изменения этих дифференицальных признаков, что ведёт к изменению означаемого в коммуникации: передаче не интенционального смысла, а творческого жеста. Творческий жест как прагматический момент художественного произведения вовлекает в коммуникацию адресата и приглашает его в первую очередь отреагировать на действо, а затем разделить акт разыгрывания жеста в ситуации сотворчества. Этот тезис иллюстрируется в разборе метарефлексивных текстов авангардистов: Д. Бурлюка и А. Кручёных. Автор показывает, как оба авангардиста осознают процесс письма / творческий опыт в качестве означаемого произведения и как в связи с этой предпосылкой меняется характер знака.
Скачивания
Metrics
Литература
Бурлюк Д.Н. Кубизм // Пощечина общественному вкусу. М., 1912.
Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.
Горячева Т.В. Книга в эстетической системе футуризма // Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Калининград, 1996.
Грыгар М. Знакотворчество. Семиотика русского авангарда. М., 2007.
Иоффе Д.Г. Прагматика и жизнетворчество (еще раз о концепции авангарда у М.И. Шапира) // Philologica. 2012. №. 21-23.
Карасик М.С. Типографская «питт.рка дЕйстф» // Интермедиальная поэтика авангарда. Белград, 2018.
Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989.
Кричевский В.Г. Типографика футуристов на взгляд типографа // Терентьевский сборник. № 2. М., 1998.
Крученых А.Е. Наш выход. М., 1996.
Куляпин А.И. Голый король авангарда: Маяковский в пьесе А.Афиногенова «Страх» // Филология и человек. 2018. № 2.
Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. М., 2007.
Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания. СПб., 2009.
Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М., 1999.
Стригалев А.А. Картины, «стихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2.
Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О.Э.Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.
Фещенко В.В. Коваль О.В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М., 2014.
Фещенко В.В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М., 2009.
Флакер А. Живописная литература и литературная живопись. М., 2008.
Харджиев Н.И. Поэзия и живопись (ранний Маяковский) // От Маяковского до Крученых: избранные работы о русском футуризме. М., 2006.
Худяков С. Литература. Художественная критика. Диспуты и доклады // Ослиный хвост и мишень. М., 1913.
Шапир М.И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica, 1995. №. 3-4.
Якобсон Р.О. Будетлянин науки: воспоминания, письма, статьи, стихи, проза. М., 2012.
Faryno J. Дешифровка III: Транссемиотическая лестница авангарда // Russian Literature. 1992. №. 1.
Faryno J. Семиотические аспекты поэзии о живописи // Russian literature, 1979. №. 1.
Janecek J. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments 1900-1930. Princeton, 1986.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.