«Сплёты букв»: графико-визуальные аспекты слова как экспрессивно значимые в контексте кубо-футуризма

  • Анна Валерьевна Швец Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Email: ananke2009@mail.ru
Ключевые слова: кубо-футуризм, визуальное и словесное, авангард, Бурлюк, Крученых

Аннотация

В статье описывается поэтическая тенденция, возникшая в русском кубо-футуризме (группа «Гилея»): включение эпифеноменальных, графически-визуальных аспектов слова в структуру словесного знака. Расширение словесного знака объясняется при помощи двух подходов к изучению авангарда: семиотически-ориентированного подхода (Е. Фарыно, В. Фещенко, О. Коваль, М. Грыгар) и прагматико-ориентрованного подхода (М. Шапир, Д. Йоффе). В этих подходах обсуждается пересоздание словесного знака путём его разложения на дифференциальные признаки и изменения этих дифференицальных признаков, что ведёт к изменению означаемого в коммуникации: передаче не интенционального смысла, а творческого жеста. Творческий жест как прагматический момент художественного произведения вовлекает в коммуникацию адресата и приглашает его в первую очередь отреагировать на действо, а затем разделить акт разыгрывания жеста в ситуации сотворчества. Этот тезис иллюстрируется в разборе метарефлексивных текстов авангардистов: Д. Бурлюка и А. Кручёных. Автор показывает, как оба авангардиста осознают процесс письма / творческий опыт в качестве означаемого произведения и как в связи с этой предпосылкой меняется характер знака.

Скачивания

Metrics

PDF views
127
Sep 07 '20Sep 10 '20Sep 13 '20Sep 16 '20Sep 19 '20Sep 22 '20Sep 25 '20Sep 28 '20Oct 01 '20Oct 04 '203.0
| |

Биография автора

Анна Валерьевна Швец, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

аспирант, специалист по учебно-методической работе кафедры общей теории словесности 

Литература

Бурлюк Д.Н. Кубизм // Пощечина общественному вкусу. М., 1912.

Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.

Горячева Т.В. Книга в эстетической системе футуризма // Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Калининград, 1996.

Грыгар М. Знакотворчество. Семиотика русского авангарда. М., 2007.

Иоффе Д.Г. Прагматика и жизнетворчество (еще раз о концепции авангарда у М.И. Шапира) // Philologica. 2012. №. 21-23.

Карасик М.С. Типографская «питт.рка дЕйстф» // Интермедиальная поэтика авангарда. Белград, 2018.

Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989.

Кричевский В.Г. Типографика футуристов на взгляд типографа // Терентьевский сборник. № 2. М., 1998.

Крученых А.Е. Наш выход. М., 1996.

Куляпин А.И. Голый король авангарда: Маяковский в пьесе А.Афиногенова «Страх» // Филология и человек. 2018. № 2.

Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. М., 2007.

Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания. СПб., 2009.

Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М., 1999.

Стригалев А.А. Картины, «стихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2.

Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О.Э.Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.

Фещенко В.В. Коваль О.В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М., 2014.

Фещенко В.В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М., 2009.

Флакер А. Живописная литература и литературная живопись. М., 2008.

Харджиев Н.И. Поэзия и живопись (ранний Маяковский) // От Маяковского до Крученых: избранные работы о русском футуризме. М., 2006.

Худяков С. Литература. Художественная критика. Диспуты и доклады // Ослиный хвост и мишень. М., 1913.

Шапир М.И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica, 1995. №. 3-4.

Якобсон Р.О. Будетлянин науки: воспоминания, письма, статьи, стихи, проза. М., 2012.

Faryno J. Дешифровка III: Транссемиотическая лестница авангарда // Russian Literature. 1992. №. 1.

Faryno J. Семиотические аспекты поэзии о живописи // Russian literature, 1979. №. 1.

Janecek J. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments 1900-1930. Princeton, 1986.

Опубликован
2020-09-05
Как цитировать
Швец А. В. «Сплёты букв»: графико-визуальные аспекты слова как экспрессивно значимые в контексте кубо-футуризма // Филология и человек, 2020, № 3. С. 134-141 DOI: 10.14258/filichel(2020)3-11. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7666.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share