«Webs of Letters» : Graphic and Visual Aspects of the Word as Expressively Significant in the Context of Cubo Futurism
Abstract
This article describes a poetry tendency that emerged in the context of Russian Futurism (the Hylea group), namely, the inclusion of epiphenomenal, graphic and visual aspects of the word in the structure of the verbal sign. The expansion of the sign is explained by two approaches to the study of the Avant-garde: a semiotic-oriented approach (E. Farino, V. Feshchenko, O. Koval, M. Grygar) and a pragmatic-oriented approach (M. Shapir, D. Joffe). In these approaches, we discuss the re-creation of a verbal sign by decomposing it into distinctive features and changing these features, which leads to a change in the signified in communication: the transfer of a creative gesture, rather than an intentional meaning. A creative gesture as a pragmatic moment of a work of art engages the recipient into communication and invites them to first react to the action, and then share the acting the gesture out in a situation of co-creation. This thesis is illustrated by the analysis of meta-reflective texts of avant-gardists: D. Burliuk and A. Kruchenykh. The author shows how both Avant-garde artists trace the link between the signified and the creative act and reflect on the changing nature of the signifier.
Downloads
Metrics
References
Бурлюк Д.Н. Кубизм // Пощечина общественному вкусу. М., 1912.
Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.
Горячева Т.В. Книга в эстетической системе футуризма // Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Калининград, 1996.
Грыгар М. Знакотворчество. Семиотика русского авангарда. М., 2007.
Иоффе Д.Г. Прагматика и жизнетворчество (еще раз о концепции авангарда у М.И. Шапира) // Philologica. 2012. №. 21-23.
Карасик М.С. Типографская «питт.рка дЕйстф» // Интермедиальная поэтика авангарда. Белград, 2018.
Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989.
Кричевский В.Г. Типографика футуристов на взгляд типографа // Терентьевский сборник. № 2. М., 1998.
Крученых А.Е. Наш выход. М., 1996.
Куляпин А.И. Голый король авангарда: Маяковский в пьесе А.Афиногенова «Страх» // Филология и человек. 2018. № 2.
Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. М., 2007.
Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания. СПб., 2009.
Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М., 1999.
Стригалев А.А. Картины, «стихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2.
Тырышкина Е.В. «Мороженно! Солнце…» О.Э.Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек. 2019. № 2.
Фещенко В.В. Коваль О.В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М., 2014.
Фещенко В.В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М., 2009.
Флакер А. Живописная литература и литературная живопись. М., 2008.
Харджиев Н.И. Поэзия и живопись (ранний Маяковский) // От Маяковского до Крученых: избранные работы о русском футуризме. М., 2006.
Худяков С. Литература. Художественная критика. Диспуты и доклады // Ослиный хвост и мишень. М., 1913.
Шапир М.И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica, 1995. №. 3-4.
Якобсон Р.О. Будетлянин науки: воспоминания, письма, статьи, стихи, проза. М., 2012.
Faryno J. Дешифровка III: Транссемиотическая лестница авангарда // Russian Literature. 1992. №. 1.
Faryno J. Семиотические аспекты поэзии о живописи // Russian literature, 1979. №. 1.
Janecek J. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments 1900-1930. Princeton, 1986.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.