Н. В. Гоголь в художественном сознании М. М. Зощенко
Аннотация
Предмет исследования в данной статье – художественная рефлексия творческого наследия Н.В. Гоголя и его биографической личности в произведениях М.М. Зощенко. Создавая тексты в форме сказовой новеллы, Зощенко апеллирует к своему великому предшественнику, ставшему родоначальником русской сказовой традиции. Свой «диалог» классик ХХ столетия ведет и с отдельными гоголевскими произведениями, влияние которых обнаруживается в зощенковских текстах на мотивно-образном уровне. При этом уже в ранней прозе Зощенко текстуальные совпадения с Гоголем могут иметь пародийно-игровую направленность. Сама личность Гоголя становится для Зощенко как объектом полемики, так и образцом для неосознанного подражания. Полемическое отношение к Гоголю у Зощенко проявляется в таком приеме как демифологизация образа писателя-классика, превращенного из творца художественной реальности в ее часть – литературного персонажа. В зрелом творчестве Зощенко создает свой, во многом автопсихологический, миф о Гоголе, связанный с ощущением трагического разлада в собственной личности.
Скачивания
Metrics
Литература
Безруков А.Н. Диалог художественных сознаний как верификация эстетических координат (Иван Бунин – Милан Кундера – Карлос Кастанеда – Виктор Пелевин) // Филология и человек. 2018. № 3.
Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976.
Вольпе Ц. Искусство непохожести. М., 1991.
Вспоминая Михаила Зощенко / Сост. Ю. В. Томашевский. Л., 1990.
Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 7-и тт. / Под общ. ред. С. И. Машинского и М.Б. Храпченко. М., 1976-1979.
Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников: в 3-х тт. / Сост. И.А. Виноградов. М., 2011-2013.
Жолковский А.К. Блуждающие сны: из истории русского модернизма. М., 1992.
Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М., 1999.
Зощенко М. Голубая книга. М., 1989.
Зощенко М. Собр. соч.: в 3-х тт. / Ред. Ю. В. Томашевский. Л., 1986-1987.
Зощенко М.М. Социальная грусть. М., 1996.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Федоров В.С. Об онтологических и философских аспектах мировоззрения М. Зощенко // Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. СПб., 1997. Кн. 1.
Черепенникова М. С. Итальянские путешествия Гете и Гоголя. Интертекстуальные параллели. (К юбилейным датам: 270-летию Гете и 210-летию Гоголя) // Филология и человек. 2019. № 2.
Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.
Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.