N.V. Gogol in the Artistic Consciousness of M.M. Zoshchenko
Abstract
The article studies literary reflection of N.V. Gogol’s creative activity, his biography and his personality in M.M. Zoshchenko’s works. Creating texts in the genre of a skaz novella, Zoshchenko appeals to his great predecessor, who became the founder of the Russian skaz tradition. The classical writer of the 20th century has «a dialogue» with some Gogol works, and their influence can be seen in Zoshchenko’s storylines and images throughout his texts. At the same time, in Zoshchenko’s early prose, textual coincidences with Gogol can have a parody and playful effect. Zoshchenko views Gogol’s personality both as an object of controversy and as a model for unconscious imitation. Zoshchenko’s controversial attitude towards Gogol is manifested in demythologizing the classical writer who is transformed from a creator of artistic reality into its part - a literary character. In his late works, Zoshchenko creates his own, in many ways autopsychological myth about Gogol which is associated with a feeling of tragic discord in his own person.
Downloads
Metrics
References
Безруков А.Н. Диалог художественных сознаний как верификация эстетических координат (Иван Бунин – Милан Кундера – Карлос Кастанеда – Виктор Пелевин) // Филология и человек. 2018. № 3.
Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976.
Вольпе Ц. Искусство непохожести. М., 1991.
Вспоминая Михаила Зощенко / Сост. Ю. В. Томашевский. Л., 1990.
Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 7-и тт. / Под общ. ред. С. И. Машинского и М.Б. Храпченко. М., 1976-1979.
Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников: в 3-х тт. / Сост. И.А. Виноградов. М., 2011-2013.
Жолковский А.К. Блуждающие сны: из истории русского модернизма. М., 1992.
Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М., 1999.
Зощенко М. Голубая книга. М., 1989.
Зощенко М. Собр. соч.: в 3-х тт. / Ред. Ю. В. Томашевский. Л., 1986-1987.
Зощенко М.М. Социальная грусть. М., 1996.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Федоров В.С. Об онтологических и философских аспектах мировоззрения М. Зощенко // Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. СПб., 1997. Кн. 1.
Черепенникова М. С. Итальянские путешествия Гете и Гоголя. Интертекстуальные параллели. (К юбилейным датам: 270-летию Гете и 210-летию Гоголя) // Филология и человек. 2019. № 2.
Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.
Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.