Полевое моделирование речевого жанра (на материале рекламы товаров элитных брендов в приложении Instagram)
Аннотация
В статье предпринята попытка описания одного из жанров рекламного дискурса – рекламы товаров элитных брендов на платформе Instagram – в русле теории речевых жанров. Исследование опирается на следующие положения теории: все коммуникативные явления могут быть описаны на основании первичности/ вторичности; любой речевой жанр имеет полевую структуру. Поле состоит из ядра, представленного признаками, противопоставляющими данный речевой жанр другим жанрам, и периферии, представленной общевидовыми признаками. Полевые признаки речевого жанра реализованы разноуровневыми единицами языка, сгруппированными вокруг инвариантного содержания, диктуемого жанру предметом и целью коммуникации. Жанровые признаки рекламы элитных брендов на платформе Instagram представлены нами в виде полевой модели, где ядерными признаками выступают игра слов, высокая экспрессивность лексики и аллюзивность, направленные на создание положительного имиджа элитных товаров. Периферия поля делится нами на ближнюю (общую для всех жанров рекламы в сетевых приложениях) и дальнюю (представленную общевидовыми признаками рекламы). Признаками ближней периферии мы считаем мгновенность и повсеместность доступа, интерактивность. В качестве признаков дальней периферии были выделены информативность, оценочность, побудительность и креолизованность.
Скачивания
Metrics
Литература
Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М, 2003.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
Ахманова О.С. Поле // Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.
Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания, 1997. №1.
Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов, 2000.
Дементьев В.В. О методике представления речевой картины современности через посредство речевых жанров // Вестник Омского университета, 2015. №2.
Дементьев, В.В. О типологии речевых жанров в связи со сферами речевой коммуникации и без такой связи // Коммуникативные исследования, 2019 а. Т.6. № 3. Дементьев В.В. Общие проблемы теории речевых жанров // Жанры речи. 2019б. № 1 (21).
Карасик, В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое воздействие // Ученые записки, 2010. №1.
Москвин В.П. Аллюзия как фигура интертекста // Электронный научно- образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №1(28). Январь 2014 // URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1389778094.pdf
Ромат Е.В. Реклама. СПб, 2004.176 с.
Салимовский В.А., Яруллин Д.В. О тождестве речевого жанра // Жанры речи. 2017. № 2(16). Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. Саратов , 2002. Вып.3.
Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М, 1990.
Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания, 1997. №5.
Шмелёва Т.В. Культура речи. В.Новгород,1998.
Hebel U.J. Towards a Descriptive Poetics of Allusion // Intertextuality. Research in Text Theory /Untersuchungen zur Text theorie. Vol. 15. Berlin & New York, 1991.
Herring S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet, 2007, №. 4. // URL: https://www.researchgate.net/publication/31590573 Miner E. Allusion // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, 1993.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.