Полевое моделирование речевого жанра (на материале рекламы товаров элитных брендов в приложении Instagram)

  • Савочкина Елена Александровна Алтайский государственный университет (Барнаул) Email: savochkina71@mail.ru
Ключевые слова: речевой жанр, вторичный речевой жанр, жанровое поле, ядро жанрового поля, периферия жанрового поля

Аннотация

В статье предпринята попытка описания одного из жанров рекламного дискурса – рекламы товаров элитных брендов на платформе Instagram – в русле  теории речевых жанров. Исследование опирается на следующие положения теории: все коммуникативные явления могут быть описаны на основании первичности/ вторичности; любой речевой жанр имеет полевую структуру. Поле состоит из ядра, представленного признаками, противопоставляющими данный речевой жанр другим жанрам, и периферии, представленной общевидовыми признаками. Полевые признаки речевого жанра реализованы разноуровневыми единицами языка, сгруппированными вокруг инвариантного содержания, диктуемого жанру предметом и целью коммуникации. Жанровые признаки рекламы элитных брендов на платформе Instagram представлены нами в виде полевой модели, где ядерными признаками выступают игра слов, высокая экспрессивность лексики и аллюзивность, направленные на создание положительного имиджа элитных  товаров. Периферия поля делится нами на ближнюю (общую для всех жанров рекламы в сетевых приложениях) и дальнюю (представленную общевидовыми признаками рекламы). Признаками ближней периферии мы считаем мгновенность и повсеместность доступа, интерактивность. В качестве признаков дальней периферии были выделены информативность, оценочность, побудительность и креолизованность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Савочкина Елена Александровна, Алтайский государственный университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, перевода и иностранных языков

Литература

Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М, 2003.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

Ахманова О.С. Поле // Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.

Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания, 1997. №1.

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов, 2000.

Дементьев В.В. О методике представления речевой картины современности через посредство речевых жанров // Вестник Омского университета, 2015. №2.

Дементьев, В.В. О типологии речевых жанров в связи со сферами речевой коммуникации и без такой связи // Коммуникативные исследования, 2019 а. Т.6. № 3. Дементьев В.В. Общие проблемы теории речевых жанров // Жанры речи. 2019б. № 1 (21).

Карасик, В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое воздействие // Ученые записки, 2010. №1.

Москвин В.П. Аллюзия как фигура интертекста // Электронный научно- образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №1(28). Январь 2014 // URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1389778094.pdf

Ромат Е.В. Реклама. СПб, 2004.176 с.

Салимовский В.А., Яруллин Д.В. О тождестве речевого жанра // Жанры речи. 2017. № 2(16). Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. Саратов , 2002. Вып.3.

Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М, 1990.

Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания, 1997. №5.

Шмелёва Т.В. Культура речи. В.Новгород,1998.

Hebel U.J. Towards a Descriptive Poetics of Allusion // Intertextuality. Research in Text Theory /Untersuchungen zur Text theorie. Vol. 15. Berlin & New York, 1991.

Herring S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet, 2007, №. 4. // URL: https://www.researchgate.net/publication/31590573 Miner E. Allusion // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, 1993.

Опубликован
2021-09-10
Как цитировать
Елена Александровна С. Полевое моделирование речевого жанра (на материале рекламы товаров элитных брендов в приложении Instagram) // Филология и человек, 2021, № 3. С. 47-60 DOI: 10.14258/filichel(2021)3-05. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/8835.
Выпуск
Раздел
Филология: люди, факты, события
Bookmark and Share