Способы объективации категории метатекстуальности в художественном тексте и их роль в репрезентации авторской картины мира (на материале романа Айрис Мердок «Дитя слова»).

  • Людмила Шевченко Алтайский государственный педагогический унивесритет Email: shevchenko_ll@mail.ru
Ключевые слова: метатекст, метапроза, гипертекст, картина мира

Аннотация

Статья относится к области лингвокогнитивных исследований художественного текста и рассматривает метатекст как один из способов репрезентации авторской картины мира. В ней предпринимается попытка описать и систематизировать способы объективации категории метатекстуальности в художественном тексте. Источником материала для данной статьи послужил роман Айрис Мердок «Дитя слова», в котором метаязыковая рефлексия находит наиболее яркое воплощение в творчестве исследуемого автора. Когнитивный подход, используемый в данной работе, выводит изучение метатекста на уровень метакогниции и расширяет представление, как о формах метатекстового повествования, или автокомментария, в тексте, так и о его роли в моделировании авторского образа мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Блинова М.П. Структура постмодернистского метатекста // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. Вып. 84.

Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. Вып. 8.

Клепикова Т.А. Метакогниция и язык // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 3.

Козлова Л.А. Метаязыковая рефлексия как предмет художественного осмысления и как регулятор межличностного общения // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме. Барнаул, 2012.

Кремнева А.В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия в семиотическом пространстве культуры. Барнаул, 2017.

Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст: к типологии внутритекстовых отношений. М., 1986.

Моташкова С.В. Постмодернизм и интертекстуальность как проблемы диалога автора и читателя // Известия ВГПУ. 2015. № 2.

Постовалова В.И. Три пути метасинтеза в культуре XX-XXI вв.: А.Ф. Лосев, прот. А. Геронимус, Ю.С. Степанов // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.

Теория литературы. Том 1. М., 2004.

Фатеева Н.А. Уровни метаязыковой организации поэтического текста // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.

Федотова О.С. Лингвокогнитивные метаструктуры в англоязычном художественном нарративе. М., 2019.

Фещенко В.В. Наука о концептах и искусство концептов // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.

Чернейко Л.О. Как рождается смысл: Смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы ее моделирования. М., 2017.

Шапилова Н.И. Метаязыковые рефлексивы в художественном дискурсе [на материале произведений В.П. Астафьева] // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Кемерово, 2010.

Murdoch I. A Word Child. London, 2002.

Опубликован
2021-09-07
Как цитировать
Шевченко Л. Способы объективации категории метатекстуальности в художественном тексте и их роль в репрезентации авторской картины мира (на материале романа Айрис Мердок «Дитя слова»). // Филология и человек, 2021, № 3. С. 117-129 DOI: 10.14258/filichel(2021)3-10. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/9558.
Раздел
Статьи
Bookmark and Share