Способы объективации категории метатекстуальности в художественном тексте и их роль в репрезентации авторской картины мира (на материале романа Айрис Мердок «Дитя слова»).
Аннотация
Статья относится к области лингвокогнитивных исследований художественного текста и рассматривает метатекст как один из способов репрезентации авторской картины мира. В ней предпринимается попытка описать и систематизировать способы объективации категории метатекстуальности в художественном тексте. Источником материала для данной статьи послужил роман Айрис Мердок «Дитя слова», в котором метаязыковая рефлексия находит наиболее яркое воплощение в творчестве исследуемого автора. Когнитивный подход, используемый в данной работе, выводит изучение метатекста на уровень метакогниции и расширяет представление, как о формах метатекстового повествования, или автокомментария, в тексте, так и о его роли в моделировании авторского образа мира.
Скачивания
Metrics
Литература
Блинова М.П. Структура постмодернистского метатекста // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. Вып. 84.
Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. Вып. 8.
Клепикова Т.А. Метакогниция и язык // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 3.
Козлова Л.А. Метаязыковая рефлексия как предмет художественного осмысления и как регулятор межличностного общения // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме. Барнаул, 2012.
Кремнева А.В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия в семиотическом пространстве культуры. Барнаул, 2017.
Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст: к типологии внутритекстовых отношений. М., 1986.
Моташкова С.В. Постмодернизм и интертекстуальность как проблемы диалога автора и читателя // Известия ВГПУ. 2015. № 2.
Постовалова В.И. Три пути метасинтеза в культуре XX-XXI вв.: А.Ф. Лосев, прот. А. Геронимус, Ю.С. Степанов // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.
Теория литературы. Том 1. М., 2004.
Фатеева Н.А. Уровни метаязыковой организации поэтического текста // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.
Федотова О.С. Лингвокогнитивные метаструктуры в англоязычном художественном нарративе. М., 2019.
Фещенко В.В. Наука о концептах и искусство концептов // Под знаком «Мета». Материалы конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры». Москва-Калуга, 2011.
Чернейко Л.О. Как рождается смысл: Смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы ее моделирования. М., 2017.
Шапилова Н.И. Метаязыковые рефлексивы в художественном дискурсе [на материале произведений В.П. Астафьева] // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Кемерово, 2010.
Murdoch I. A Word Child. London, 2002.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.