The Gospel Text and Its Role in the Formation of the Literary Plot (The Idiot by F. M. Dostoevsky and Doctor Zhivago by B. L. Pasternak)
Abstract
The analysis of any literary text containing biblical motifs has repeatedly attracted the attention of researchers. The purpose of this article is to examine the gospel plot, highlight its invariant properties and find out how F. M. Dostoevsky and B. L. Pasternak use archetypal motifs that allow these images to fit into the Christo-centric structure of both works. This structure is based on associations related to the relationship between Christ and Mary Magdalene and the forming complex of motifs: beauty, fall, suffering, spiritual transformation and resurrection for a new life. In addition to such archetypal motifs, both authors use motifs that go beyond the scope of the evangelical text, including the motifs of childlike innocence, light and the railway, which set the main coordinates of the formation of heroes. Hence, it is shown that the interaction of two groups of motifs provides the dynamics of the development of the literary plot of the novels The Idiot and Doctor Zhivago.
Downloads
Metrics
References
Литература
Альтман М. С. Достоевский: По вехам имен. Саратов. 1975.
Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Изв. Отд. рус. яз. и литры АН. 1918. Т. 23. Кн. 1. СПб., 1919.
Бердяев Н.А. О русских классиках / Сост., коммент. А.С. Гришин. Вступ. ст. К.Г. Исупов. М.: Высшая школа, 1993.
Евлампиев И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. 2002 № 2.
Камельянова Ф. Ф. Вечные идеи и ценности в романах Ф. М. Достоевского «ИДИОТ» и Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (опыт сопоставительного изучения) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009 № 99.
Камельянова Ф. Ф. Романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: типологическое сходство художественных систем // диссертация. 2011.
Латкина Е. Образ Лары в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко культурного наследия / Гл. ред. Г.В. Судаков. Сост. С.А. Тихомиров. Вологда: Книжное наследие, 2007.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928.
Путилов Б. Н. Героический эпос действительность. Л., 1988.
Силантьев И.В. Поэтика мотива / Отв.ред. Е.К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Соломина-Минихен Н. (монахиня Ксения). О влиянии Евангелия на роман Достоевского «Идиот». СПб.: Издательско-Торговый Дом Скифия, 2016.
Степанян К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» // Роман Ф. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под ред. T.A. Касаткиной. М.: Наследие, 2001.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика /Вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. М., 1996.
Федорова Е. А. Автор и герой в поэтике романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. 2019 Т. 17. № 3.
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра /Подгот. текста и общ. ред. Н. В. Брагинской. М., 1997.
Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1929.
Bieringer R. & Hove V. I. “Mary Magdalene in the Four Gospels”. Louvain Studies, 2007 vol. 32 no. 3.
Givens J. The Image of Christ in Russian Literature: Dostoevsky, Tolstoy, Bulgakov, Pasternak. NIU Press, 2018.
Lee D. A. Turning from Death to Life. The Ecumenical Review, 1998 vol.50 no.2.
O’Collins G. & Daniel K. “Mary Magdalene as Major Witness to Jesus’ Resurrection.” Theological Studies, 1987 vol. 48 no. 4.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.