The Role of the Associative Experiment in the Formation of the Linguacultural Concept "HARBIN"
Abstract
The article is based on the theories of the concept of Yu.S. Stepanov, V.V. Kolesov, S.G. Vorkachev, V.A. Maslova and others. The author analysis HARBIN in the linguacultural context. It is described an associative free and directed experiment conducted by the method of I.A. Sternin in order to isolate the core of the concept and its periphery. The respondents of different age groups among both Russians and Chinese named 3‒6 associates on the stimulus word Harbin, which allowed to summarize all the associations and to allocate to groups on the genus-species principle. Our hypothesis is confirmed: subject-conceptual or material associations depend on nationality, level of education, as well as on the age of the respondents. Comparison of associative brings us rich material for mastering and understanding the language in its ethno-cultural specificity. As well as the use of associative-semantic fields of words as a verbal expression of concepts can be used in teaching the language in a national audience.
Downloads
Metrics
References
Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология: становление и перспективы // Изв. РАН. Сер. литературы и языка. 2007. Т. 66, № 2. С. 13-22.
Касаткина Т.Ю. Ассоциативное поле как модель анализа значения слова //Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. С.589-603.
Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.
Кононова И.В. Структура лингвокультурного концепта: Способы языковой и дискурсивной объективации // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание, 2014. № 5 (24). С. 32-42.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997.
Стернин И.А. Методы описания семантики слова. Ярославль, 2013.
Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 3 (45). С. 110-125.
Стернин И.А. Некоторые актуальные проблемы современной концептологии // Лингвоконцептология. Вып. 2. Воронеж, 2009. С. 25-39
Тарасов Е.Ф. Языковое сознание //Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.