Повествовательная манера живописания пейзажа в романах И.А.Гончарова
Аннотация
В данной статье впервые осмысливаются особенности повествовательной манеры И.А. Гончарова, связанные с живописанием пейзажа в его романной трилогии. Именно грамматические черты описаний природных картин дают возможность выявить особенности эпизации какодной из главных эстетических категорий русского писателя. Частофрагменты художественного текста, в которых Гончаров описываетприроду, включают в себя многократные повторы, цепочки уточнений, вариации второстепенных членов, ритмические созвучия. Теньеровская манера изображения обыкновенной жизни позволяетвыявить демократические взгляды писателя. Обращение И.А. Гончарова к романтической эстетике оказывается двойственным, диалектически сложным, что проявляется в стилистике пейзажныхизображений на протяжении всего творчества. Русские красоты на страницах «Обыкновенной истории» (1847), «Обломова» (1859), «Обрыва» (1869) становятся своеобразным камертоном духовных исканий гончаровских героев 1840‒1860-х годов, их нравственного пути.
Скачивания
Metrics
Литература
Бухаркин П.Е. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX – начала XX века: Межвуз. сб. / Под ред. В. М. Марковича. – Санкт-Петербург: изд-во С.-Петерб. унта. 1992.
Гончаров И. А. Обыкновенная история: Роман в двух частях // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997—...Т. 1. Обыкновенная история. Стихотворения. Повести и очерки. Публицистика, 1832—1848. 1997. а.
Гончаров И.А. Обломов // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997—...Т. 4. Обломов: Роман в четырех частях. 1998. б.
Гончаров И.А. Обрыв: Роман в пяти частях . Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997—...Т. 7. 2004. в.
Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Стихотворения 1815–1852 годов. М., 2000; Т. 2: Стихотворения 1815–1852 годов. М., 2000.
Нагорная Н. М. Нарративная природа романистики И. А. Гончарова // И. А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск: ГУП «Обл. тип. "Печатный двор"», 1998. С. 25-32.
Павлович К.К. Диалог И. А. Гончарова с В.Г. Бенедиктовым (образ моря во "Фрегате "Паллада"") // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 404. С. 15‒21.
Павлович К.К. Эстетика и лирика А.Н. Майкова 1840-1850-х гг. в художественном сознании И.А. Гончарова // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 414. С. 14‒19.
Павлович К.К. И.А. Гончаров и В.А. Жуковский: к вопросу о романтической традиции в изображении природы // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3. С. 77‒81.
Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века : генезис, поэтика, жанр : монография / М.Г. Уртминцева ; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2005.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.