Деньги как деталь-символ в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  • Наталья Александровна Кладова образовательный центр «Forward-school» Email: natakladova@rambler.ru
Ключевые слова: Достоевский, роман, Преступление и наказание, деньги, духовно-нравственные ценности, художественная деталь

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу художественной детали деньги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семантическая наполненность этой детали выходит за рамки традиционного понимания денег как составляющей экономической сферы жизни. Цель статьи – раскрыть смысловую глубину указанной детали в романе Достоевского. Анализ сюжетных ситуаций, контекста, в котором упоминаются деньги, позволил выявить пересечения в семантическом поле детали двух планов бытия – истинного, связанного с реализацией Божественного замысла, и ложного, созданного теорией Раскольникова. Открытая смысловая глубина художественной детали дала возможность объяснить «нелогичные» поступки главного героя, обнаружить подтекстово присутствующую в романе легенду о неразменном рубле и осмыслить ее значимость. Именно действия с деньгами наиболее ярко характеризуют Родиона Раскольникова, обнажают его внутренние колебания между «имел право» и «сделал неправильно», борьбу его разума и сердца; кроме того, являются для автора способом указать на степень отъединения героя от человеческого общества, на истинный смысл совершенного им злодеяния. Исследование особенностей функционирования детали деньги в художественной ткани романа Достоевского позволило точнее осмыслить духовную драму главного героя, глубже раскрыть идею произведения, понять философскую основу авторского видения мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Наталья Александровна Кладова, образовательный центр «Forward-school»

кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы 

Литература

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1979.

Бурова Ю.В. Библейские образы в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» // Интеграция образования. 2001. № 1.

Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 1999.

Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. Логика положений («Тот свет» в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14.

Дмитриевская Л.Н. Пейзаж в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (76).

Достоевский Ф.М. а) Полн. собр. соч.: В 30-и тт. Л., 1973. Т. 6.

Достоевский Ф.М. б) Полн. собр. соч.: В 30-и тт. Л., 1973. Т. 7.

Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. № 10.

Карпачева Т.С. Мотив «одиннадцатого часа» в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. 2013. № 1 (10).

Касаткина Т.А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // «Вопросы литературы». 2003. №1.

Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.

О стяжании Духа Святого. Беседы и наставления Серафима Саровского. М., 2006.

Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. СПб., 1841. Т. 1. Кн. 2.

Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления // Structure of Texts and Semiotics of Culture. Paris, 1973.

Тороп П.Х. Перевоплощение персонажей в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» // Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке ХХ века. Ижевск, 1993.

Хоц А.Н. Структурные особенности в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11.

Опубликован
2018-11-28
Как цитировать
Кладова Н. А. Деньги как деталь-символ в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Филология и человек, 2018, № 2. С. 18-29 DOI: 10.14258/filichel(2018)2-02. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5061.
Выпуск
Раздел
Статьи
Bookmark and Share