The Motif of Death-Resurrection in the Novel «Crime and Punishment»by Dostoevsky and «Resurrection» by Tolstoy
Abstract
On the base of these novels the attitude of the characters to death and suicide was analyzed; people sentenced to death and the way of describing dead people were showndepicted. The impact of olfactory and oneiric codes, the memories about death, the power of nature and the Gospel, leading to the resurrection of of Dostoevsky and Tolstoy heroes, were also analyzed in this article. The mortal code in the novels coincides with a few exceptions: in «Crime and Punishment» the necrospace is Petersburg, in «Ressurection» it is the whole country. In Tolstoy’s novel there is no mystic communication with ghosts; Raskolnikov’s idea of blood paying for conscience is shown as a state strategy of exterminating people for «happiness of the humanity». Tolstoy emphasizes beauty and unrealized kindness in the faces of dead people; the mortal code in «Resurrection» does not only interlock with social, psychological discourses, but also with the journalistic one. In both novels the mortal code is predetermined by the Christian discourse, and they fuse at the end of the novel. The last chapter changes the attitude to death as something non-existing for resurrected Raskolnikov and Nekhludov.
Downloads
Metrics
References
Бицилли П.М. Трагедия русской культуры. М., 2000.
Бланшо М. Художественное произведение и пространство смерти // Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.
Габдуллина В.И. Блудные дети, двести лет не бывшие дома: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского. Барнаул, 2008.
Гарипова Г.Т. Парадигма ценностных концептов русской литературной классики в системе аксиосферы художественного процесса ХХ в. // Вестник МГГУ. Серия
Филологические науки. 2015. № 2.
Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10-и тт. М., 1957. Т. 5.
Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М., 2000.
Кознова Н.Н. Жизнь и смерть в художественном мире Л. Толстого и И. Бунина // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX–XX веков. Белгород, 1998.
Красильников Р.Л. Образ смерти в литературном произведении. Модели и уровни анализа. Вологда, 2007.
Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. Белгород, 2000.
Семикина Ю.Г. Взаимодействие мотива сна и темы смерти в произведениях Л.Н. Толстого // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре. Волгоград, 2001.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-а тт. М., 1936. Т. 32.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-а тт. М., 1935. Т. 33.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

