Refraction of Little Man Theme in the Fictional Prose by F.M. Dostoevsky’s and A.P. Chekhov
Abstract
The article studies the theme of a «little man» in the history of Russian literature of the XIX century. The analysis is based on the texts by F.M. Dostoevsky and A.P. Chekhov. The comparative-typological method allows the linguist to identify distinctive features of poetics of these authors, as well the creation of imagery methods. The author identifies the principles of the hero images at the level of plot, actions, speech games and the technique of duplicity. The purpose of the article is to recreate the dynamics of the image-character, who reflects the most typical features of the period. The «little man» is traditionally treated as a peculiar social status, a person who possesses the so-called individual inferiority. The analysis of the events, described in the fiction, provides an opportunity to identify some covered qualities of a person, to objectify the character in order to demonstrate his ontological characteristics. The author comes to the conclusion that socio-cultural paradigm influences the determination of a literary character, as well as it changes the perception range of semantic coordinates of the «little man» image.
Downloads
Metrics
References
Абрамова В.С. Опыт экзистенциально-феноменологического анализа прозы А.П. Чехова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6(2).
Авдеева Н.П. Импрессионистичность внутренней речи персонажей художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова)//Филологические науки. Вопросытеорииипрактики. 2014. № 6 (36).
Алехина И.В. Автор в нарративной структуре «Драмы на охоте» А.П. Чехова // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2.
Бахтин М.М. Многоязычие, как предпосылка развития романного слова // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7-ми тт. М., 1997.Т. 5.
Безруков А.Н. Диссолюция стиля и дискурса в пределах онтологического корпуса художественных нарраций // Актуальные проблемы стилистики. 2016. № 2.
Безруков А.Н. Рецепция художественного текста: функциональный аспект. Вроцлав, 2015.
Безруков А.Н. Событие межтекстовой коммуникации: А. Пушкин – Ф. Достоевский // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-2 (40).
Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 30-и тт. Л., 1973.Т. 5.
Жучкова А.В. Внешний локус контроля как субстанциональное свойство «маленького героя» в русской литературе XIX века // Филология и человек. 2016. № 1.
Ковалев О.А. Стратегия неопределенности в творчестве Ф.М. Достоевского // Филология и человек. 2011. № 2.
Кошелев В.А. «…Лег на диван и… помер». Чехов и культура абсурда // Литературное обозрение. 1994. № 11 / 12.
Лейбов Р. Заметки о «Скверном анекдоте» // Новое литературное обозрение. 1994. № 8.
Ремизов А.М. Потайная мысль // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1988.Т. VIII.
Сафронова Е.Ю. Дискурс права в творчестве Ф.М. Достоевского 1846–1862 гг. Барнаул, 2013.
Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.
Стенина В.Ф. Мифология болезни в прозе А.П. Чехова. Барнаул, 2013.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2008.
Тютелова Л.Г. «Человек, который доволен» в художественном мире А.П. Чехова: от «Смерти чиновника» до «Новой драмы» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 7.
Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
Чехов А.П. Собр. соч.: в 12-и тт. М., 1960.Т. 2.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.