Alternate Literary Composition in the Lyrical Poems by I.V. Severyanin
Abstract
The article focuses on the peculiarities of the creative use of alternate literary composition (parallelism) in the lyric poetry by I.V. Severyanin and on the influence of this stanza form on song nature of his works. Relying on theoretical propositions, expressed in prosody works of V. M. Zhirmunsky, the author of the article makes a hypothesis about the leading role of stanza form on the formation of individual style of Severyanin, one of the fundamental elements of which is the principle of «theatricalization» of the lyric plot which expands the traditional scope of interaction between the poet and his audience. The most aesthetically important functional features of the types of alternate literary composition such a psychological parallelism, parallelism in form of synonymous variations, antiphonic parallelism are studied on the materials of poetic texts of different years. Special attention is paid to revealing the hidden author’s position, which is expressed in the use of theatre mask of a «royal clown», allowing a complex semantic game with the reader or listener. Such a reading becomes possible only with a detailed analysis of the stanza component.
Downloads
Metrics
References
Абдокова М.Б. Энциклопедия ностальгических переживаний поэтессы черкесского зарубежья зейн Кандур // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2015. № 4.
Адамс В. Утопия Игоря Северянина // Adams Valmar. Vene Kirjandus mu arm. Tallinn, 1977.
Алпеева Л.В. Атрибутивные глагольные формы в лирике Игоря Северянина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 15.
Арго А.М. Своими глазами: книга воспоминаний. М., 1965.
Брюсов В.Я. а) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 6.
Брюсов В.Я. б) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 7.
Бублик Е.В. Роль ритмико-синтаксических вариаций в реализации синергетического потенциала триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 1.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10-и тт. М., 2006. Т. 7.
Дампилова Л.С. Особенности стихосложения в русскоязычной бурятской поэзии // Новый филологический вестник. 2017. № 2.
Двойнишникова М.П. Визуально-графические особенности лирики Г.Р. Державина // Новый филологический вестник. 2018. № 3.
Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений. СПб., 1921.
Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1.
Ковалев П.А. К. Прутков-стихотворец // Вестник Брянского государственного университета 2017. № 3.
Кошелев В.А. «Медальоны» Игоря-Северянина: сонет как жанр литературной критики // «Согреет всех мое бессмертье …»: личность и творчество Игоря Северянина в культурном контексте XIX–XXI вв. Череповец, 2017.
Кошелев В.А. Поэт с открытой душой // Северянин И.В. Стихотворения. М., 1988.
Огородникова Е.А. Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6.
Орлицкий Ю.Б. К изучению строфики Мандельштама // Новый филологический вестник. 2015. № 1.
Орлицкий Ю.Б. Возвращение к строфике: новая дисциплина русского стиха (1990–2000-е гг.) // Филологический класс. 2011. № 25.
Пантелеева В.Г. Удмуртская поэзия рубежа ХХ–ХХI вв.: жанрово-стилевые и образные модификации // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 1.
Cеверянин И. а) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 1.
Cеверянин И. б) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 2.
Cеверянин И. в) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 3.
Cеверянин И. Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1996. Т. 5.
Семьянинов Я.В. Типология тамбовских частушек (на примере записей в Рассказовском районе) // Манускрипт. 2016. № 12.
Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002.
Унарокова Р.Б. Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1.
Фолимонов С.С. Анафорическая композиция в лирической поэзии И.В. Северянина // Поэтика художественного текста: в 2-х тт. Борисоглебск, 2008. Т. 2.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.