РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В

Основное содержание статьи

ДАШКОВСКИЙ П.К. П.К.
ШЕРШНЕВА Е.А.

Аннотация

Исследуются основные аспекты политики Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. в отношении мусульманского населения. Сложившаяся в рассматриваемый период четырехуровневая система государственно-конфессиональных отношений во главе с Русской православной церковью относила мусульман, наряду с католиками, протестантами, буддистами и иудеями, ко второму уровню, так называемых признанных терпимых конфессий. Указанное обстоятельство во многом предопределяло противоречивость и непоследовательность государственной политики по отношению к мусульманским общинам. Несмотря на вмешательство во все сферы общественной жизни, правительству так и не удалось полностью русифицировать мусульманское население империи. В Российской империи в рассматриваемый период не сложилось концептуальных представлений на систему конфессионального образования. Стремление к контролю мусульманского населения с помощью назначения приходского духовенства привело к нехватке лиц мусульманского духовного звания в российской армии. Не удачна была попытка и христианизации инородческого населения, чему свидетельствуют процессы массового перехода с конца XIX в., а особенно после Указа 1905 г., в мусульманскую веру. Не способствовало укреплению позиций государства в мусульманской среде и назначение высшего духовенства, поскольку подобного рода действия способствовали в определенной мере обострению государственно-конфессиональных отношений. В конечном итоге проводимая государством конфессиональная политика в отношении мусульманских народов привела в начале XX в. к активному отстаиванию ими своих прав и своеобразному положению в государстве.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
П.К., Д. П., & Е.А., Ш. (1). РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 242-264. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2279
Раздел
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Абаева А.З. Исламские традиции в жизни томских татар//Ислам в культурном ландшафте России: история и современность. Томск, 2002. С. 78-85.
Контекст: ...Обучение в таких школах сводилось к зазубриванию Корана и религиозных книг (Томилов Н.А., 1992, с. 183; Абаева А.З., 2002, с. 81).

2. Абдуллин Х.М. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006. С. 206-210.
Контекст: ...При этом съем жилья для пятничной молитвы был малоприспособленным для проведения культовых практик (Абдуллин Х.М., 2006, с. 209).

3. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII -XIX в. Уфа, 1999.
Контекст: ...Процесс получения разрешения на строительство мечети был продолжительным и длился до года, а иногда и более (Азаматов Д.Д., 1999, с. 96).

4. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории)//Религиоведение. 2002. №2. С. 29-40.
Контекст: ...Политика империи тем не менее не предполагала насильственного искоренения ислама как религии (Алексеев И.Л., 2002, с. 34).

5. Бакиева Г.Т. Сельская община тоболо-иртышских татар (XVIII -начало XX в.). Тюмень; М., 2003. 258 с.
Контекст: ...По «Положению об инородцах» предусматривалось причисление оседлых инородцев к русским деревням, в том случае, если количество душ в них считалось недостаточным для создания особой волости (Бакиева Г.Т., 2003, с. 52).

6. Бакиева Г.Т. Приходское духовенство у сибирских татар в XVIII -начале XX в.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2007. №7. С. 166-171.
Контекст: ...Кроме того, Губернское управление предписывало Полицейскому управлению требовать от кандидата подписку о его непричастности к противозаконным обществам и сектам (Бакиева Г.Т., 2007, с. 167).

7. Бакиева Г.Т. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX -начале XX в.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2008. №8. С. 97-108.
Контекст: ...Хотя в некоторых местностях определенного вознаграждения учителю общины не назначали, но зато предоставляли право принимать подношения от учеников (Бакиева Г.Т., 2008, с. 98).

8. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В. и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М., 2010. 528 с.
Контекст: ...Во-вторых, вплоть до Октябрьской революции 1917 г. этим отношениям был присущ вассально-сениориальный характер (Бессмертная О.Ю. и др., 2010).

9. Бурдина Е.Л. Позиции российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в.//Вопросы образования. 2007. №3. С. 278-287.
Контекст: ...По итогам проведенной проверки в мае 1905 г. состоялось собрание, на котором решался вопрос дальнейшего отношения правительства к системе инородческого образования (Бурдина Е.Л., 2007, с. 278-287).

10. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993. 208 с.
Контекст: ...Медресе были двух типов, в зависимости от того, по чьей инициативе открывались и на чьи средства содержались - частные и общественные (Валеев Ф.Т., 1993).

11. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. 224 с.
Контекст: ...В деревнях Западной Сибири при мечетях открывались мектебе, которые соответствовали русской церковной школе грамоты (ГААК, ф. 81, оп. 1, д. 43. л. 6-7; Валеев Ф.Т., Томи-лов Н.А., 1996, с. 145).

12. Васильев Д.В. История исламской политики в Российской империи//Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия: ежегодный науч.-аналит. бюллетень. Н. Новгород, 2005 . URL: www.idmedina.ru/books/materials.
Контекст: ...Обязанностью данного органа было проведение политики терпимости, насколько она была возможна в интересах государства (Васильев Д.В., 2005).

13. Воробьева Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая половина XIX в. -1917 г.)/Исторический ежегодник. 1997 . URL: http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles.
Контекст: ...С целью контроля за мусульманами с 1867 г. от духовных лиц мусульманского исповедания требовалось обязательное знание русского языка (Воробьева Е.И., 1997).

14. Глухарев М. Мысли о способах к дальнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской империи. М., 1894.
Контекст: ...Основные положения программы были изложены архимандритом М. Глухаревым и заключались в воцерковлении инородческого населения и его просветительстве на основах христианской морали, при сохранении языковой самобытности (Глухарев М., 1894).

15. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти//Современное историческое сибиреведение XVII -начала XX в.: сб. науч. тр./под ред. Ю.М. Гончарова. Барнаул, 2005. С. 257-266.
Контекст: ...Определенное распространение получают и миссионерские станы (Сибирь в составе Российской империи, 2007, с. 14; Дамешек И.Л., 2005, с. 260; Октябрьская И.В., 2008, с. 347).

16. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX в.). Иркутск, 1986. 168 с.
Контекст: ...Несмотря на это, в 1864 г. произошло упразднение инородных волостей с присоединением проживающего в них населения к русским деревням (Дамешек Л.М., 1986, с. 59).

17. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в.//Религиоведение. 2012а. №3. С. 24-29.
Контекст: ...Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г., возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

18. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в.//Известия Алтайского государственного университета. 2012б. №4/1 (76). С. 241-244.
Контекст: ...Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г., возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

19. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность/отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. Томск, 2008. 246 с.
Контекст: ...В связи с этим духовенство играло важную роль в жизни мусульманского населения страны, придерживающегося религиозных традиций и обычаев (Духовные ценности ислама..., 2008, с. 39).

20. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь). Казань, 2006а. 462 с.
Контекст: ...К тому же и сам мулла не задерживался в части на продолжительный срок (Загидуллин И.К., 2006а, с. 79).

21. Загидуллин И.К. Пятивременные и соборные (джами) мечети в округе Оренбургского магометанского духовного собрания//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006б. С. 93-123.
22. Карих Е.В. Проникновение казахов на Алтай в XIX в. и их хозяйственное взаимодействие с русскими//Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. междунар. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2003. Вып. 5. С. 49-52.
23. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX в.//Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. ст./под ред. А.Н. Зорина. Ульяновск, 2002. С. 53-60.
Контекст: ...Не смущало их и то, что выбранные ими священнослужители не имели свидетельства от Оренбургского магометанского духовного собрания (Кобзев А.В., 2002, с. 55).

24. Конев А.Ю. Влияние религиозного фактора на правовой статус сибирских аборигенов (XVIII-XIX вв.)//Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII -начало XX в.): сб. ст./отв. ред. А.В. Бауло. Новосибирск, 2008. С. 303-319.
Контекст: ...Священники должны были обращаться в инородные управы, чтобы волостные начальники принудили к исполнению христианского долга инородца, уклоняющегося от соблюдения религиозных обрядов (Конев А.Ю., 2008, с. 319).

25. Леттецкая О.М. Инородческое земледелие в Томской губернии: истоки аграрной проблемы начала XX в.//Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. междунар. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Деминой, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 30-36.
26. Лысенко Ю.А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX -начало XX в.) Барнаул, 2010. 195 с.
Контекст: ...Для детей в возрасте 14 лет не требовалось согласия родителей (Лысенко Ю.А., 2010, с. 37).

27. Мавлютова Г.Ш. Об обращении в православие татар Западной Сибири//Тюркские народы: мат. V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири»/отв. ред. А.В. Нескоров. Тобольск; Омск, 2002. С. 195-197.
Контекст: ...Христианская проповедь начинает особенно агрессивно восприниматься в инородческой среде (Мавлютова Г.Ш., 2002, с. 195-197).

28. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII -начале XXI в.: модернизация и традиции. Н. Новгород, 2011. 282 с. . URL: http://www.idmedma.ru/books/school-book/?3479.
Контекст: ...Муфтий, возглавляющий данный орган, обязан был проводить ревизии подвластных ему приходов и отчеты по проведенной ревизии отправлять в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю., 2011).

29. Наганова Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: Махалля по юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 г.//Татарские мусульманские приходы в Российской империи: мат. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2006. С. 101-128.
Контекст: ...После введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности муллы обязаны были передавать сведения о рождении для привлечения граждан мусульманского вероисповедания к несению воинской службы (Наганова Н., 2006, с. 104).

30. Нам И.В. Татарские школы в дореволюционном Томске//Мы -томичи, ваши земляки, ваши соседи (Национально-культурная панорама Томской области)/под ред. Э.Л. Львова, И.В. Нам, Н.И. Наумова. Томск, 2000. С. 73-86.
Контекст: ...Система татарского образования включала два вида учебных заведений: медресе и мектебе (Нам И.В., 2000, с. 73).

31. Октябрьская И.В. Крещеные казахи Алтая. Конфессиональный фактор в этнической истории XIX-XX вв.//Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. Новосибирск, 2005. С. 78-92.
Контекст: ...И чем крупнее становилось казахское сообщество на Алтае, тем больше деятельность миссии усиливалась в этом направлении (Октябрьская И.В., 2005, с. 82; Октябрьская И.В., Осипова Л.П., Нечипоренко О.В., 2001, с. 29).

32. Октябрьская И.В. Ислам и православие: опыт взаимодействия в свете стратегий межэтнической коммуникации (на примере казахов Алтая)//Народонаселение Сибири: стратегии и практики межэтнической коммуникации (XVII -начало XX в.): сб. ст./отв. ред. А.В. Бауло. Новосибирск, 2008. С. 340-359.
Контекст: ...Определенное распространение получают и миссионерские станы (Сибирь в составе Российской империи, 2007, с. 14; Дамешек И.Л., 2005, с. 260; Октябрьская И.В., 2008, с. 347).

33. Октябрьская И.В., Осипова Л.П., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. науч.-практ. конф./под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. Барнаул, 2001. Вып. 4. С. 29-34.
34. Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания (концепция)//Вопросы религии и религиоведения. Приложение к журналу « Государство, религия, церковь». М., 2009. Ч. 4, вып. 1.
35. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1852. Собрание II. Т. XXVI, ч. 1. 752 с.
Контекст: ...Однако российское правительство стремилось ограничить присутствие мусульманского духовенства в войсках, в том числе и путем поощрения военнослужащих, принявших православную веру (Полное собрание законов..., 1852, т.

36. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1890. Собрание III. Т. VIII. 641 с.
Контекст: ...Для лиц, состоящих на службе по военному ведомству, необходимо было донести все эти правила через Военное министерство (Полное собрание законов..., 1890, т.

37. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1901. Собрание III. Т. XVIII, ч. 1. 1120 с.
Контекст: ...Однако данное государственное устройство было воспринято не всеми общинами, что в свою очередь не остановило продолжающейся реформы в сфере административного устройства сибирских татар (Бакиева Г.Т., 2003, с. 74-75). «Временное положение о крестьянских начальниках», принятое 2 июня 1898 г. (Полное собрание законов..., 1901, т.

38. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1903. Т. XXI, ч. 1.
Контекст: ...По закону «Об отводе частным лицам земель в Сибири», принятому 8 июля 1901 г., подтверждался запрет аборигенам приобретать землю в собственность (Полное собрание законов..., 1903, т.

39. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1908. Собрание III. Т. XXV. 966 c.
Контекст: ...Важным событием в государственно-конфессиональных отношениях в Российской империи явилось принятие в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости», разрешающим переход из православия в другие конфессии (Полное собрание законов..., 1908, с. 257-262).

40. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 2. 757 с.
Контекст: ...Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

41. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 5. 780 с.
Контекст: ...Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

42. Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. 11, ч. 1. 178 с.
Контекст: ...Например, с принятием православия мусульмане на три года освобождались от налогов, что было зафиксировано в Своде законов Российской империи (1912, т. 5, с. 75).

43. Сенюткина О.Н. Ислам и мусульмане в Вооруженных силах России: история и современность//Рамазановские чтения: науч.-богослов. сб. ст. и лекций. Н. Новгород, 2006. №1. С. 166-177.
Контекст: ...Симбирского гарнизона), в других -«духовные требы» для «магометан военного ведомства» должен был, наряду с другими своими обязанностями, исполнять какой-либо «гражданский мулла» (Указ от 21 октября 1838 г., возлагающий подобные функции на одного из мулл Казани) (Сенюткина О.Н., 2006, с. 170; Дашковский П.К., Шершнева Е.А., 2012а, с. 24-29).

44. Сибирь в составе Российской империи/И.Л. Дамешек, М.М. Дамешек, B.П. Зиновьев, А.В. Ремнев, Н.Г. Суворова, В.П. Шахеров, М.В. Шиловский. М., 2007. 368 с. Султангалиева А. Эволюция ислама в Казахстане//Воронежский тюркологический сборник. Воронеж, 2007. Вып. 7. С. 5-29.
Контекст: ...По законам конца XIX - начала XX в. все земли принадлежали государству, а аборигенное население в свою очередь являлось только арендатором этих земель, и наравне с крестьянами в размере не более 15 десятин (включая все виды земель) (Сибирь в составе..., 2007, с. 213; Файзрахманов Г.Л., 2002, с. 339).

45. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг.//Отечественная история. 2007. №3. С. 60-65.
Контекст: ...Так, в 1866 г. только в Поволжье числились 244 незаконно существующие мечети (Тихонов А.К., 2007, с. 60-65).

46. Томилов Н.А. Общественный быт и духовная культура томских татар//Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980. С. 137-167.
47. Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск, 1983. 215 с.
Контекст: ...Приветствовалось также телесное наказание учеников и привлечение их к работе по дому муллы (Томилов Н.А., 1983, с. 146-147).

48. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск, 1993. 222 с.
Контекст: ...Меры по реформированию сельских инородческих общин оказались безуспешными, в силу фанатичности татарского населения (Ядринцев Н.М., 2000; Томилов Н.А., 1993, с. 94).

49. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины конца XVI -начала XX в. Новосибирск, 1992. 271 с.
Контекст: ...Обучение в таких школах сводилось к зазубриванию Корана и религиозных книг (Томилов Н.А., 1992, с. 183; Абаева А.З., 2002, с. 81).

50. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX в.). Казань, 2002. 488 с.
Контекст: ...По законам конца XIX - начала XX в. все земли принадлежали государству, а аборигенное население в свою очередь являлось только арендатором этих земель, и наравне с крестьянами в размере не более 15 десятин (включая все виды земель) (Сибирь в составе..., 2007, с. 213; Файзрахманов Г.Л., 2002, с. 339).

51. Шашков С.С. Собрание сочинений. СПб., 1898. Т. 2.
52. Шерстова Л.И. Влияние государственной политики на этнические процессы в Южной Сибири в первой половине XIX в.//ЭО. 2000. №4. C. 102-108.
Контекст: ...Данное явление связано с притоком ссыльных (мусульман) из европейской части России (Шерстова Л.И., 2000, с. 106; 2005, с. 124).

53. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII -начала XX в. Новосибирск, 2005. 311 с.
Контекст: ...Данное явление связано с притоком ссыльных (мусульман) из европейской части России (Шерстова Л.И., 2000, с. 106; 2005, с. 124).

54. Шершнева Е.А. Некоторые факторы, влияющие на возвращение крещеных инородцев в мусульманскую веру в XIX -начале XX в. в Западной Сибири//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Все-рос. с междунар. участием конф., посвящ. 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ. Барнаул, 2011. С. 215-218.
Контекст: ...На протяжении долгих лет данная группа населения вынуждена была бороться за свое право исповедовать ислам, а также разрешение быть причисленными к мусульманскому населению Русского государства (Шершнева Е.А., 2011, с. 215-218).

55. Ядринцев Н.М. Сочинение: в 2 т. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000. 336 с.
Контекст: ...Меры по реформированию сельских инородческих общин оказались безуспешными, в силу фанатичности татарского населения (Ядринцев Н.М., 2000; Томилов Н.А., 1993, с. 94).

56. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск, 2003. 555 с.
Контекст: ...Захват земли русским населением приводит к голоду в среде алтайских инородцев (Ядринцев Н.М., 2003, с. 143).