Образ церкви и архитектурный экфрасис в рассказах В. М. Шукшина

  • Евгения Александровна Московкина Алтайский государственный институт культуры Email: evgenya.moskovkina@yandex.ru
Ключевые слова: экфрасис, В. М. Шукшин, церковь, архитектура, поэтика, интертекст

Аннотация

Архитектурный экфрасис в поэтике рассказов Шукшина, с одной стороны, следует характерному для русской литературы антропоцентрическому канону организации хронотопа, где локус, а вместе с ним и здание, становится существенной частью семиотики ландшафта или городской среды, выполняя при этом функцию психологического параллелизма, откликаясь на состояние и переживания центральных героев, в качестве обязательной рамы завершая их портреты, с другой стороны, служит своего рода средством вербальной визуализации социально-этической и эстетической проблематики писателя, оформившейся к концу 1960-х гг. Через образ церкви, который у Шукшина не только антропологичен, но и беспримерно физиологичен, автор отчасти сублимирует, отчасти осмысливает собственные «проклятые» вопросы: проблему разрыва с малой родиной, «прогрессивной» неукорененности; проблему «исторической» ностальгии и необъяснимо тесной связи с традицией; проблему творческого поиска, преодоления диспропорций «воспитанного» эстетического вкуса профессионала и наивного, непосредственного впечатления обывателя, преемственности и новаторства, свободы художественной идеи и косности материала, технических возможностей ее воплощения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Библиографический список

Акунин Б. Кладбищенские истории. М., 2004.

Богумил Т.А. Геопоэтика В.М. Шукшина. Барнаул, 2017.

Воеводина А.В. Архитектурный экфрасис в художественной прозе Н.В. Гоголя // Восточнославянская филология. Литературоведение. 2017. № 4 (28).

Голованова Г.С., Бакалова З.Н. Контраст как способ концептуальной организации художественного пространства (опыт анализа рассказа В.М. Шукшина «Крепкий мужик» в вузе) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (5).

Жилина Н.П. Храм и икона в художественном мире рассказов В. Шукшина // Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. № 2.

Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

Куляпин А.И. Кладбищенские мотивы в прозе В. М. Шукшина // VII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени», Ишим, 2015.

Проломова Л., Бочкарева Н. С. Функции архитектурного экфрасиса в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.

Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII века. М., 1971. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml

Сапченко Л. А. Пространственный образ церкви в произведениях Н. В. Гоголя // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 1 (39).

Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис) // Вопросы театра. 2019. № 3-4.

Шалагинова Ю., Бочкарева Н. С. Функция архитектурного экфрасиса в новелле Э. Т. А. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.

Список источников

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 6. М., 1951.

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 7. М., 1951а.

Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. М., 1986.

Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, М., 1988.

Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2.: Некуда. М., 1956.

Одоевцева И. На берегах Невы. На берегах Сены: Рассказы. СПб., 2016.

Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. Верую! М., 1998.

Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. Я пришел дать вам волю. М., 1998.

Опубликован
2023-09-20
Как цитировать
Московкина Е. А. Образ церкви и архитектурный экфрасис в рассказах В. М. Шукшина // Филология и человек, 2023, № 3. С. 32-48 DOI: 10.14258/filichel(2023)3-03. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/12545.
Раздел
Статьи
Bookmark and Share