Образ церкви и архитектурный экфрасис в рассказах В. М. Шукшина
Аннотация
Архитектурный экфрасис в поэтике рассказов Шукшина, с одной стороны, следует характерному для русской литературы антропоцентрическому канону организации хронотопа, где локус, а вместе с ним и здание, становится существенной частью семиотики ландшафта или городской среды, выполняя при этом функцию психологического параллелизма, откликаясь на состояние и переживания центральных героев, в качестве обязательной рамы завершая их портреты, с другой стороны, служит своего рода средством вербальной визуализации социально-этической и эстетической проблематики писателя, оформившейся к концу 1960-х гг. Через образ церкви, который у Шукшина не только антропологичен, но и беспримерно физиологичен, автор отчасти сублимирует, отчасти осмысливает собственные «проклятые» вопросы: проблему разрыва с малой родиной, «прогрессивной» неукорененности; проблему «исторической» ностальгии и необъяснимо тесной связи с традицией; проблему творческого поиска, преодоления диспропорций «воспитанного» эстетического вкуса профессионала и наивного, непосредственного впечатления обывателя, преемственности и новаторства, свободы художественной идеи и косности материала, технических возможностей ее воплощения.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Акунин Б. Кладбищенские истории. М., 2004.
Богумил Т.А. Геопоэтика В.М. Шукшина. Барнаул, 2017.
Воеводина А.В. Архитектурный экфрасис в художественной прозе Н.В. Гоголя // Восточнославянская филология. Литературоведение. 2017. № 4 (28).
Голованова Г.С., Бакалова З.Н. Контраст как способ концептуальной организации художественного пространства (опыт анализа рассказа В.М. Шукшина «Крепкий мужик» в вузе) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (5).
Жилина Н.П. Храм и икона в художественном мире рассказов В. Шукшина // Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. № 2.
Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
Куляпин А.И. Кладбищенские мотивы в прозе В. М. Шукшина // VII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени», Ишим, 2015.
Проломова Л., Бочкарева Н. С. Функции архитектурного экфрасиса в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.
Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII века. М., 1971. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml
Сапченко Л. А. Пространственный образ церкви в произведениях Н. В. Гоголя // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 1 (39).
Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис) // Вопросы театра. 2019. № 3-4.
Шалагинова Ю., Бочкарева Н. С. Функция архитектурного экфрасиса в новелле Э. Т. А. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.
Список источников
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 6. М., 1951.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 7. М., 1951а.
Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. М., 1986.
Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, М., 1988.
Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2.: Некуда. М., 1956.
Одоевцева И. На берегах Невы. На берегах Сены: Рассказы. СПб., 2016.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. Верую! М., 1998.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. Я пришел дать вам волю. М., 1998.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.