Реминисценции и автореминисценции в трех ранних редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Аннотация
Статья посвящена трем первым ранним редакциям поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», в которых автор использует реминисценции из стихотворных повестей В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, традиционно именуемых романтическими поэмами, а также внежанровых стихотворений (элегий) В.А. Жуковского. Интерес к внежанровым стихотворениям не случаен и чрезвычайно продуктивен, так как они включают в себя и лирическое, и эпическое, и драматическое начала. Проведенный в исследовании сопоставительный анализ показал, что в связи с реминисценциями в лермонтовской поэме речь может идти не только об отдельных строках, мотивах, образах, но и о характерном для русской литературы этого периода инвариантном комплексе приемов воплощения образов демона и ангела, касающихся, в частности, мотивов воды (слезы) и огня, а также традиционную группу тем-сюжетов: «демон» - «мелкий бес» - «демонический герой». Уже в этих начальных вариантах поэмы, цитируя строки из собственных лирических и драматических произведений 1829–1831 гг., а также пьес (1830) и «Люди и страсти» (1830), Лермонтов использует также прием автореминисценции.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Акимова Е.А., Ермоленко С.И. Феномен «самоповторений» в творчестве М.Ю. Лермонтова: к проблеме изучения // Филологический класс. 2017. № 3(49).
Аринштейн Л.М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
Багрий А.В. М.Ю. Лермонтов в юбилейной литературе 1914 года: Библиографический обзор с указателем. Петроград, 1915.
Благой Д.Д. «Бездна пространства» (О некоторых художестваенных приемах Пушкина) // Проблемы теории и истории литературы: сб. ст. М., 1971.
Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М., 1941. Сб. 1.
Борисова И.М. О композиционных функциях графических формантов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11.
Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940.
Гребнева М.П. Виды эквивалентов текста в редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Культура и текст. 2022. № 1.
Гребнева М.П. О роли скрытых эквивалентов текста в редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Филология и человек. 2021. № 4.
Гребнева М.П. Поэтика демонической темы в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим» // Филология и человек. 2017. № 1.
Гребнева М.П. Пушкинский замысел о влюбленном бесе: сквозной образ и жанровая тенденция // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. науч. ст. Барнаул, 2018.
Гребнева М.П., Николаева О.Е. Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей и шестой) поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. № 4(35).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
Дурылин С.Н. Как работал Лермонтов. М., 1934.
Ефимова М.Т. Традиции Пушкина в реалистических поэмах Лермонтова // Пушкинский сборник. Псков, 1962.
Журавлев М.С. Существующие трактовки поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вопросы русской литературы. 2019. № 1.
Закруткин В. Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи. Ростов-на-Дону, 1941.
Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6.
Лебедева О.Б. Жанровые функции автореминисценций в творчестве А.С. Пушкина первой половины 1820-х гг. // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990. Вып. 16.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Медведева И. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.-Л., 1941.
Паперный В. Сюжеты Лермонтова в типологической перспективе // Мир Лермонтова. СПб, 2015.
Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле (Жуковский – Лермонтов – Тютчев) // Смена литературных стилей (на материале русской литературы XIX – XX веков). М., 1974.
Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
Словарь поэтических терминов. М., 1940.
Томашевский Б.В. Работы разных лет. М., 1990.
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
Ходасевич В. Поэтическое хозяйство Пушкина. Кн. 1. Л., 1924.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Графическая фактура прозаического и поэтического текста М.Ю. Лермонтова // Лермонтовский текст: Ставропольские исследования о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Т. 2. М., 2016.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: работы разных лет. М., 1987.
Янушкевич А.С. Философия и поэтика лермонтовского палимсеста // Мир Лермонтова. СПб, 2015.
Источники
Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1. М., 1980.
Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 2. М., 1980.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. М.-Л., 1961.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 2. М.-Л., 1962.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 3. М.-Л., 1962.
Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 1. М., 1974.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.