О роли скрытых эквивалентов текста в редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Аннотация
В публикации рассмотрена роль скрытых эквивалентов текста в редакциях поэмы «Демон» на образном, тематическом, сюжетном, композиционном уровне. В редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» встречаются разнообразные эквиваленты текста: нереализованные, невостребованные, имеющие переменный характер, замещающиеся за счет предыдущих и последующих вариантов, крытые. Перечисленные типы эквивалентов текста не только свидетельствуют о графических особенностях лермонтовского стиха, но и позволяют выявить зашифрованную информацию, демонстрирующую характер работы автора над поэмой, подчеркнуть их особую продуктивную роль, указывающую на то, как постепенно изменялся «Демон», как с течением времени из романтической поэмы он превращался в стихотворную повесть. Данный вид эквивалентов текста позволяет подчеркнуть значение тем падшего ангела и влюбленного беса, образов главного героя, Тамары и князя, показать то, как постепенно изменялся сюжет поэмы, продемонстрировать зеркальность композиции, в частности, за счет мотивов ожидания, поцелуя, смерти, руки.
Скачивания
Metrics
Литература
Аринштейн Л.М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
Борисова И.М. О композиционных функциях графических формантов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 2. М.-Л., 1962.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1. М.-Л., 1961.
Соколов А. Композиция «Демона» // Литературная учеба. 1941. № 7 – 8.
Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965.
Фохт У.Р. «Демон» Лермонтов как явление стиля // М.Ю. Лермонтов: Pro et contra. Личность и идейно-художественное наследие в оценках отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей. Т. 1. СПб., 2013.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Графическая фактура прозаического и поэтического текста М.Ю. Лермонтова // Лермонтовский текст: Ставропольские исследования о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Т. 2. М., 2016.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.