Край света в центре Азии: Барнаул в романе Сергея Залыгина «После бури»

  • Александр Иванович Куляпин Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул) Email: iskander58@mail.ru
Ключевые слова: художественное пространство, миф, символ, мотив, геопоэтика

Аннотация

Город Барнаул и река Обь, на которой он стоит, предстают в последнем романе С. Залыгина «После бури» (1982–1985) сразу под двумя именами: собственно как «Барнаул» и «Обь», но преимущественно, как «Аул» и «Река». Замена реального Барнаула на вымышленный «Аул» призвана подчеркнуть переход из географического в метафизическое пространство. Действие романа разворачивается в экзистенциальном хронотопе: аульцы обитают «на границе между быть и не быть». Залыгин искусно обыгрывает факты из реальной истории Барнаула, превращая их в элементы геопоэтического мифа. Своеобразие залыгинского «Аула» в том, что это «Европа в Азии» и «Азия в Европе». Здесь двадцатый век соседствует со средневековьем. Однако в богатом на революционные потрясения 1917 году хрупкий баланс сил был нарушен. Надежда на осуществимость евразийского синтеза сгорела в огне катастрофического пожара, который учинил в Барнауле-Ауле главный городской брандмейстер. Примечательно, что в «Ауле» создается «единственная в мире “Книга Ужасов”». Город, расположенный на «границе двух миров – известного и неизвестного», оказывается самым подходящим местом для ее хранения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Александр Иванович Куляпин, Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)

доктор филологических наук, профессор

Литература

Библиографический список

Аросев Г. А. Избранник судьбы // Новый мир. 2013. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2013/12/izbrannik-sudby.html (дата обращения 02.09.2023).

Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1971.

Козина Т. Н. Эволюция пасхального архетипа. Тамбов, 2019.

Каскина Ю. У. Способность к преображению как черта русского национального характера (по рассказу М. Горького «Ледоход») // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 1.

Пискунова С., Пискунов В. Между быть и не быть. Натурфилософский роман: опыт прочтения // Новый мир. 1986. № 5.

Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.

Скубач О. А. Два лика Алтая в литературе 1950–1960-х гг. // Образ Алтая в русской литературе XIX–XX вв. Антология: в 5 т. Барнаул, 2012. Т. 4.

Топорков А. Л. Переправа // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М:, 1995.

Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Список источников

Блок А. А. Двенадцать // Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. М.–Л., 1960. Т. 3.

Горький М. Ледоход // Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1951. Т. 11.

Залыгин С. После бури. М., 1986.

Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо: пьесы, сказки. М., 2011.

References

Arosev G. A. Izbrannik sud’by [The Chosen One of Fate]. Novyy mir [New World]. 2013. No 12. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2013/12/izbrannik-sudby.html (accessed 02.09.2023).

Berdyayev N. A. Russkaya ideya: Osnovnyye problemy russkoy mysli XIX veka i nachala XX veka [Russian Idea: Main Problems of Russian Thought in the 19th Century and the Beginning of the 20th Century]. Paris, 1971.

Kozina T. N. Evolyutsiya paskhal’nogo arkhetipa [The evolution of the Easter archetype]. Tambov, 2019.

Kaskina YU. U. Sposobnost’ k preobrazheniyu kak cherta russkogo natsional’nogo kharaktera (po rasskazu M. Gor’kogo «Ledokhod») [The ability to transform as a feature of the Russian national character (according to the story of M. Gorky “Ice drift”)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kostroma State University]. 2018. Vol. 24. No 1.

Piskunova S., Piskunov V. Mezhdu byt’ i ne byt’. Naturfilosofskiy roman: opyt prochteniya [Between being and not being. Naturphilosophical novel: reading experience]. Novyy mir [New World]. 1986. No 5.

Propp V. YA. Morfologiya «volshebnoy» skazki. Istoricheskiye korni volshebnoy skazki [Morphology of the “magic” fairy tale. The historical roots of fairy tales]. Moscow, 1998.

Skubach O. A. Dva lika Altaya v literature 1950–1960-kh gg. [Two faces of Altai in the literature of the 1950s–1960s]. In: Obraz Altaya v russkoy literature XIX–XX vv. Antologiya: v 5 t. T. 4 [The image of Altai in Russian literature of the 19th–20th centuries. Anthology: in 5 vols. Vol. 4]. Barnaul, 2012.

Toporkov A. L. Pereprava [Crossing]. In: Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Slavic mythology. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1995.

Toporov V. N. Prostranstvo i tekst [Space and text]. In: Tekst: semantika i struktura [Text: semantics and structure]. Moscow, 1983.

Heidegger M. Bytiye i vremya [Being and time]. Moscow, 1997.

List of sourses

Blok A. A. Dvenadtsat’ [Twelve]. In: Blok A. A. Sobraniye sochineniy: v 8 t. T. 3 [Collected works: in 8 vols. Vol. 3]. Moscow.–Leningrad, 1960.

Gor’kiy M. Ledokhod [Ice drift]. In: Gor’kiy M. Sobraniye sochineniy: v 30 t. T. 11 [Collected works: in 30 vols. Vol. 11]. Moscow, 1951.

Zalygin S. Posle buri [After the storm]. Moscow, 1986.

Shvarts Ye. L. Obyknovennoye chudo: p’yesy, skazki [Ordinary miracle: plays, fairy tales]. Moscow, 2011.

Опубликован
2023-12-09
Как цитировать
Куляпин А. И. Край света в центре Азии: Барнаул в романе Сергея Залыгина «После бури» // Филология и человек, 2023, № 4. С. 182-203 DOI: 10.14258/filichel(2023)4-12. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/13490.
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share