Край света в центре Азии: Барнаул в романе Сергея Залыгина «После бури»
Аннотация
Город Барнаул и река Обь, на которой он стоит, предстают в последнем романе С. Залыгина «После бури» (1982–1985) сразу под двумя именами: собственно как «Барнаул» и «Обь», но преимущественно, как «Аул» и «Река». Замена реального Барнаула на вымышленный «Аул» призвана подчеркнуть переход из географического в метафизическое пространство. Действие романа разворачивается в экзистенциальном хронотопе: аульцы обитают «на границе между быть и не быть». Залыгин искусно обыгрывает факты из реальной истории Барнаула, превращая их в элементы геопоэтического мифа. Своеобразие залыгинского «Аула» в том, что это «Европа в Азии» и «Азия в Европе». Здесь двадцатый век соседствует со средневековьем. Однако в богатом на революционные потрясения 1917 году хрупкий баланс сил был нарушен. Надежда на осуществимость евразийского синтеза сгорела в огне катастрофического пожара, который учинил в Барнауле-Ауле главный городской брандмейстер. Примечательно, что в «Ауле» создается «единственная в мире “Книга Ужасов”». Город, расположенный на «границе двух миров – известного и неизвестного», оказывается самым подходящим местом для ее хранения.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Аросев Г. А. Избранник судьбы // Новый мир. 2013. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2013/12/izbrannik-sudby.html (дата обращения 02.09.2023).
Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1971.
Козина Т. Н. Эволюция пасхального архетипа. Тамбов, 2019.
Каскина Ю. У. Способность к преображению как черта русского национального характера (по рассказу М. Горького «Ледоход») // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 1.
Пискунова С., Пискунов В. Между быть и не быть. Натурфилософский роман: опыт прочтения // Новый мир. 1986. № 5.
Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.
Скубач О. А. Два лика Алтая в литературе 1950–1960-х гг. // Образ Алтая в русской литературе XIX–XX вв. Антология: в 5 т. Барнаул, 2012. Т. 4.
Топорков А. Л. Переправа // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М:, 1995.
Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Список источников
Блок А. А. Двенадцать // Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. М.–Л., 1960. Т. 3.
Горький М. Ледоход // Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1951. Т. 11.
Залыгин С. После бури. М., 1986.
Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо: пьесы, сказки. М., 2011.
References
Arosev G. A. Izbrannik sud’by [The Chosen One of Fate]. Novyy mir [New World]. 2013. No 12. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2013/12/izbrannik-sudby.html (accessed 02.09.2023).
Berdyayev N. A. Russkaya ideya: Osnovnyye problemy russkoy mysli XIX veka i nachala XX veka [Russian Idea: Main Problems of Russian Thought in the 19th Century and the Beginning of the 20th Century]. Paris, 1971.
Kozina T. N. Evolyutsiya paskhal’nogo arkhetipa [The evolution of the Easter archetype]. Tambov, 2019.
Kaskina YU. U. Sposobnost’ k preobrazheniyu kak cherta russkogo natsional’nogo kharaktera (po rasskazu M. Gor’kogo «Ledokhod») [The ability to transform as a feature of the Russian national character (according to the story of M. Gorky “Ice drift”)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kostroma State University]. 2018. Vol. 24. No 1.
Piskunova S., Piskunov V. Mezhdu byt’ i ne byt’. Naturfilosofskiy roman: opyt prochteniya [Between being and not being. Naturphilosophical novel: reading experience]. Novyy mir [New World]. 1986. No 5.
Propp V. YA. Morfologiya «volshebnoy» skazki. Istoricheskiye korni volshebnoy skazki [Morphology of the “magic” fairy tale. The historical roots of fairy tales]. Moscow, 1998.
Skubach O. A. Dva lika Altaya v literature 1950–1960-kh gg. [Two faces of Altai in the literature of the 1950s–1960s]. In: Obraz Altaya v russkoy literature XIX–XX vv. Antologiya: v 5 t. T. 4 [The image of Altai in Russian literature of the 19th–20th centuries. Anthology: in 5 vols. Vol. 4]. Barnaul, 2012.
Toporkov A. L. Pereprava [Crossing]. In: Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Slavic mythology. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1995.
Toporov V. N. Prostranstvo i tekst [Space and text]. In: Tekst: semantika i struktura [Text: semantics and structure]. Moscow, 1983.
Heidegger M. Bytiye i vremya [Being and time]. Moscow, 1997.
List of sourses
Blok A. A. Dvenadtsat’ [Twelve]. In: Blok A. A. Sobraniye sochineniy: v 8 t. T. 3 [Collected works: in 8 vols. Vol. 3]. Moscow.–Leningrad, 1960.
Gor’kiy M. Ledokhod [Ice drift]. In: Gor’kiy M. Sobraniye sochineniy: v 30 t. T. 11 [Collected works: in 30 vols. Vol. 11]. Moscow, 1951.
Zalygin S. Posle buri [After the storm]. Moscow, 1986.
Shvarts Ye. L. Obyknovennoye chudo: p’yesy, skazki [Ordinary miracle: plays, fairy tales]. Moscow, 2011.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.