Деньги как деталь-символ в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу художественной детали деньги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семантическая наполненность этой детали выходит за рамки традиционного понимания денег как составляющей экономической сферы жизни. Цель статьи – раскрыть смысловую глубину указанной детали в романе Достоевского. Анализ сюжетных ситуаций, контекста, в котором упоминаются деньги, позволил выявить пересечения в семантическом поле детали двух планов бытия – истинного, связанного с реализацией Божественного замысла, и ложного, созданного теорией Раскольникова. Открытая смысловая глубина художественной детали дала возможность объяснить «нелогичные» поступки главного героя, обнаружить подтекстово присутствующую в романе легенду о неразменном рубле и осмыслить ее значимость. Именно действия с деньгами наиболее ярко характеризуют Родиона Раскольникова, обнажают его внутренние колебания между «имел право» и «сделал неправильно», борьбу его разума и сердца; кроме того, являются для автора способом указать на степень отъединения героя от человеческого общества, на истинный смысл совершенного им злодеяния. Исследование особенностей функционирования детали деньги в художественной ткани романа Достоевского позволило точнее осмыслить духовную драму главного героя, глубже раскрыть идею произведения, понять философскую основу авторского видения мира.
Скачивания
Metrics
Литература
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1979.
Бурова Ю.В. Библейские образы в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» // Интеграция образования. 2001. № 1.
Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 1999.
Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. Логика положений («Тот свет» в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14.
Дмитриевская Л.Н. Пейзаж в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (76).
Достоевский Ф.М. а) Полн. собр. соч.: В 30-и тт. Л., 1973. Т. 6.
Достоевский Ф.М. б) Полн. собр. соч.: В 30-и тт. Л., 1973. Т. 7.
Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. № 10.
Карпачева Т.С. Мотив «одиннадцатого часа» в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. 2013. № 1 (10).
Касаткина Т.А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // «Вопросы литературы». 2003. №1.
Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.
О стяжании Духа Святого. Беседы и наставления Серафима Саровского. М., 2006.
Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. СПб., 1841. Т. 1. Кн. 2.
Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.
Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления // Structure of Texts and Semiotics of Culture. Paris, 1973.
Тороп П.Х. Перевоплощение персонажей в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» // Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке ХХ века. Ижевск, 1993.
Хоц А.Н. Структурные особенности в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.