Преувеличение и преуменьшение как маркеры речевого развития ребёнка: акмеологический подход
Аннотация
В статье рассматриваются возможности актуализации категорий преуменьшения и преувеличения в детской речи и в «языке нянь» на материале русского и немецкого языков. Ребёнок старшего дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой развивающуюся языковую личность, овладевающую коммуникативной, в том числе метафорической и метакоммуникативной компетенцией на стыке между тезаурусным и мотивационным уровнем, по Ю.Н. Караулову, или между уровнем скорости и уровнем насыщенности, по Г.И. Богину. Описание развивающейся языковой личности ребёнка проводится с использованием исследовательского аппарата онтолингвистики и лингвоперсонологии. Акмеологический подход позволяет проследить восхождение языковой личности к вершине речевого развития. Освоение параметрических семантических категорий является одним из маркеров когнитивного развития, который манифестируется в речи. В статье описываются внешние и внутренние факторы освоения ребёнком параметрических категорий, анализируются языковые средства выражения преуменьшения (мейоза) и преувеличения.
Скачивания
Metrics
Литература
Акбутина А.С. Использование стилистических приёмов преувеличения и преуменьшения в целях выражения иронии в языке немецкой прессы // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 3.
Амзаракова И.П. Ребёнок: язык, текст, коммуникация. Абакан, 2012.
Бахтин М.М. (Волошинов В.Н.) Марксизм и философия языка // М.М. Бахтин. Тетралогия. М., 1998.
Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Нижневартовск, 2013.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте М., 1930.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2004.
Грузберг Л. Гипербола в живой разговорной речи. Постановка проблемы // Филолог. 2013. Вып. 24. [Электронный ресурс]. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_24_507.
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Ростов н/Д., 2007.
Мысан И.В. Понимание и использование фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста // Проблемы онтолингвистики – 2016. Иваново, 2016.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
Пузанова Ю.С. Освоение антонимо-синонимических блоков параметрических прилагательных размера русскоязычными детьми // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб, 2013.
Пузанова Ю.С. Психолингвистические основы освоения детьми парадигматических отношений на материале параметрических прилагательных русского языка // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб., 2013.
Трибушинина Е.С., Дубинкина Е.А. Выражение степени качества нидерландскими и русскими детьми // Онтолингвистика – наука XXI века. СПб., 2011.
Усачева О.А. К вопросу об употреблении фразеологизмов с семантикой интенсивности в русском языке // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб., 2013.
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005.
DOKO: Dortmunder Korpus der spontanen Kindersprache. Bd. 12: Teilkorpus Nicole (1;8). Essen, 1996; Bd.15: Teilkorpus Gabi (5;4). Essen,1998.
Ferguson C. Baby talk as simplified register // Talking to Children. Cambridge, 1977.
Krüss J. Sonntagmorgen-Geschichten. Frankfurt am Main, 1995.
Marmon U. Mein Freund Salim. Bamberg, 2015.
Szagun G. Sprachentwicklung beim Kind: eine Einführung. Weinheim, 1993.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.