Преувеличение и преуменьшение как маркеры речевого развития ребёнка: акмеологический подход

  • Ирина Петровна Амзаракова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан)
Ключевые слова: речь ребёнка, «язык нянь», преувеличение, преуменьшение, акмеологический подход

Аннотация

В статье рассматриваются возможности актуализации категорий преуменьшения и преувеличения в детской речи и в «языке нянь» на материале русского и немецкого языков. Ребёнок старшего дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой развивающуюся языковую личность, овладевающую коммуникативной, в том числе метафорической и метакоммуникативной компетенцией на стыке между тезаурусным и мотивационным уровнем, по Ю.Н. Караулову, или между уровнем скорости и уровнем насыщенности, по Г.И. Богину. Описание развивающейся языковой личности ребёнка проводится с использованием исследовательского аппарата онтолингвистики и лингвоперсонологии. Акмеологический подход позволяет проследить восхождение языковой личности к вершине речевого развития. Освоение параметрических семантических категорий является одним из маркеров когнитивного развития, который манифестируется в речи. В статье описываются внешние и внутренние факторы освоения ребёнком параметрических категорий, анализируются языковые средства выражения преуменьшения (мейоза) и преувеличения.

Биография автора

Ирина Петровна Амзаракова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан)

доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной лингвистики и теории языка

Литература

Акбутина А.С. Использование стилистических приёмов преувеличения и преуменьшения в целях выражения иронии в языке немецкой прессы // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 3.

Амзаракова И.П. Ребёнок: язык, текст, коммуникация. Абакан, 2012.

Бахтин М.М. (Волошинов В.Н.) Марксизм и философия языка // М.М. Бахтин. Тетралогия. М., 1998.

Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Нижневартовск, 2013.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте М., 1930.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2004.

Грузберг Л. Гипербола в живой разговорной речи. Постановка проблемы // Филолог. 2013. Вып. 24. [Электронный ресурс]. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_24_507.

Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Ростов н/Д., 2007.

Мысан И.В. Понимание и использование фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста // Проблемы онтолингвистики – 2016. Иваново, 2016.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

Пузанова Ю.С. Освоение антонимо-синонимических блоков параметрических прилагательных размера русскоязычными детьми // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб, 2013.

Пузанова Ю.С. Психолингвистические основы освоения детьми парадигматических отношений на материале параметрических прилагательных русского языка // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб., 2013.

Трибушинина Е.С., Дубинкина Е.А. Выражение степени качества нидерландскими и русскими детьми // Онтолингвистика – наука XXI века. СПб., 2011.

Усачева О.А. К вопросу об употреблении фразеологизмов с семантикой интенсивности в русском языке // Проблемы онтолингвистики – 2013. СПб., 2013.

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005.

DOKO: Dortmunder Korpus der spontanen Kindersprache. Bd. 12: Teilkorpus Nicole (1;8). Essen, 1996; Bd.15: Teilkorpus Gabi (5;4). Essen,1998.

Ferguson C. Baby talk as simplified register // Talking to Children. Cambridge, 1977.

Krüss J. Sonntagmorgen-Geschichten. Frankfurt am Main, 1995.

Marmon U. Mein Freund Salim. Bamberg, 2015.

Szagun G. Sprachentwicklung beim Kind: eine Einführung. Weinheim, 1993.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
Амзаракова, И. П. (2019). Преувеличение и преуменьшение как маркеры речевого развития ребёнка: акмеологический подход. Филология и человек, (2), 123-133. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-11
Выпуск
Раздел
Статьи