Амебейная композиция в поэзии И.В. Северянина

Ключевые слова: И.В. Северянин, амебейная композиция, строфика, ирония, авторская позиция, индивидуальный стиль

Аннотация

В статье рассмотрены особенности творческого использования амебейной композиции в лирической поэзии И.В. Северянина. Опираясь на теоретические положения, высказанные в стиховедческих работах В.М. Жирмунского, автор статьи выдвигает гипотезу о ведущей роли строфической композиции в формировании индивидуального северянинского стиля, одним из основополагающих элементов которого является принцип «театрализации» лирического сюжета, расширяющий традиционные рамки взаимодействия поэта и его аудитории. На материале поэтических текстов разных лет исследуются наиболее эстетически значимые функциональные черты таких видов амебейного расположения, как психологический параллелизм, амебейный параллелизм в форме синонимических вариаций, антифонический параллелизм. Особое внимание уделяется выявлению скрытой авторской позиции, которая выражается в использовании театральной маски «царственного паяца», позволяющей вести сложную смысловую игру с читателем или слушателем. Такое прочтение становится возможным только при детальном анализе строфического композиционного компонента.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Сергей Станиславович Фолимонов, Саратовская государственная юридическая академия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи 

Литература

Абдокова М.Б. Энциклопедия ностальгических переживаний поэтессы черкесского зарубежья зейн Кандур // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2015. № 4.

Адамс В. Утопия Игоря Северянина // Adams Valmar. Vene Kirjandus mu arm. Tallinn, 1977.

Алпеева Л.В. Атрибутивные глагольные формы в лирике Игоря Северянина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 15.

Арго А.М. Своими глазами: книга воспоминаний. М., 1965.

Брюсов В.Я. а) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 6.

Брюсов В.Я. б) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 7.

Бублик Е.В. Роль ритмико-синтаксических вариаций в реализации синергетического потенциала триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 1.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10-и тт. М., 2006. Т. 7.

Дампилова Л.С. Особенности стихосложения в русскоязычной бурятской поэзии // Новый филологический вестник. 2017. № 2.

Двойнишникова М.П. Визуально-графические особенности лирики Г.Р. Державина // Новый филологический вестник. 2018. № 3.

Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений. СПб., 1921.

Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1.

Ковалев П.А. К. Прутков-стихотворец // Вестник Брянского государственного университета 2017. № 3.

Кошелев В.А. «Медальоны» Игоря-Северянина: сонет как жанр литературной критики // «Согреет всех мое бессмертье …»: личность и творчество Игоря Северянина в культурном контексте XIX–XXI вв. Череповец, 2017.

Кошелев В.А. Поэт с открытой душой // Северянин И.В. Стихотворения. М., 1988.

Огородникова Е.А. Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6.

Орлицкий Ю.Б. К изучению строфики Мандельштама // Новый филологический вестник. 2015. № 1.

Орлицкий Ю.Б. Возвращение к строфике: новая дисциплина русского стиха (1990–2000-е гг.) // Филологический класс. 2011. № 25.

Пантелеева В.Г. Удмуртская поэзия рубежа ХХ–ХХI вв.: жанрово-стилевые и образные модификации // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 1.

Cеверянин И. а) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 1.

Cеверянин И. б) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 2.

Cеверянин И. в) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 3.

Cеверянин И. Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1996. Т. 5.

Семьянинов Я.В. Типология тамбовских частушек (на примере записей в Рассказовском районе) // Манускрипт. 2016. № 12.

Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002.

Унарокова Р.Б. Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1.

Фолимонов С.С. Анафорическая композиция в лирической поэзии И.В. Северянина // Поэтика художественного текста: в 2-х тт. Борисоглебск, 2008. Т. 2.

Опубликован
2020-06-08
Как цитировать
1. Фолимонов С. С. Амебейная композиция в поэзии И.В. Северянина // Филология и человек, 2020. № 2. С. 86-98. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7334.
Выпуск
Раздел
Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)