Амебейная композиция в поэзии И.В. Северянина
Аннотация
В статье рассмотрены особенности творческого использования амебейной композиции в лирической поэзии И.В. Северянина. Опираясь на теоретические положения, высказанные в стиховедческих работах В.М. Жирмунского, автор статьи выдвигает гипотезу о ведущей роли строфической композиции в формировании индивидуального северянинского стиля, одним из основополагающих элементов которого является принцип «театрализации» лирического сюжета, расширяющий традиционные рамки взаимодействия поэта и его аудитории. На материале поэтических текстов разных лет исследуются наиболее эстетически значимые функциональные черты таких видов амебейного расположения, как психологический параллелизм, амебейный параллелизм в форме синонимических вариаций, антифонический параллелизм. Особое внимание уделяется выявлению скрытой авторской позиции, которая выражается в использовании театральной маски «царственного паяца», позволяющей вести сложную смысловую игру с читателем или слушателем. Такое прочтение становится возможным только при детальном анализе строфического композиционного компонента.
Скачивания
Metrics
Литература
Абдокова М.Б. Энциклопедия ностальгических переживаний поэтессы черкесского зарубежья зейн Кандур // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2015. № 4.
Адамс В. Утопия Игоря Северянина // Adams Valmar. Vene Kirjandus mu arm. Tallinn, 1977.
Алпеева Л.В. Атрибутивные глагольные формы в лирике Игоря Северянина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 15.
Арго А.М. Своими глазами: книга воспоминаний. М., 1965.
Брюсов В.Я. а) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 6.
Брюсов В.Я. б) Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 1975. Т. 7.
Бублик Е.В. Роль ритмико-синтаксических вариаций в реализации синергетического потенциала триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 1.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10-и тт. М., 2006. Т. 7.
Дампилова Л.С. Особенности стихосложения в русскоязычной бурятской поэзии // Новый филологический вестник. 2017. № 2.
Двойнишникова М.П. Визуально-графические особенности лирики Г.Р. Державина // Новый филологический вестник. 2018. № 3.
Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений. СПб., 1921.
Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1.
Ковалев П.А. К. Прутков-стихотворец // Вестник Брянского государственного университета 2017. № 3.
Кошелев В.А. «Медальоны» Игоря-Северянина: сонет как жанр литературной критики // «Согреет всех мое бессмертье …»: личность и творчество Игоря Северянина в культурном контексте XIX–XXI вв. Череповец, 2017.
Кошелев В.А. Поэт с открытой душой // Северянин И.В. Стихотворения. М., 1988.
Огородникова Е.А. Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6.
Орлицкий Ю.Б. К изучению строфики Мандельштама // Новый филологический вестник. 2015. № 1.
Орлицкий Ю.Б. Возвращение к строфике: новая дисциплина русского стиха (1990–2000-е гг.) // Филологический класс. 2011. № 25.
Пантелеева В.Г. Удмуртская поэзия рубежа ХХ–ХХI вв.: жанрово-стилевые и образные модификации // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 1.
Cеверянин И. а) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 1.
Cеверянин И. б) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 2.
Cеверянин И. в) Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1995. Т. 3.
Cеверянин И. Сочинения: в 5-и тт. СПб., 1996. Т. 5.
Семьянинов Я.В. Типология тамбовских частушек (на примере записей в Рассказовском районе) // Манускрипт. 2016. № 12.
Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002.
Унарокова Р.Б. Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1.
Фолимонов С.С. Анафорическая композиция в лирической поэзии И.В. Северянина // Поэтика художественного текста: в 2-х тт. Борисоглебск, 2008. Т. 2.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.