Контаминация жанровых форм в романе Дж. Франзена «Безгрешность»
Аннотация
Анализ литературных произведений XXI века показывает, что генезис современного романа в значительной степени обусловлен процессом модификации жанров. Современный роман особенно предрасположен к контаминации жанров: авторы либо встраивают в произведение отдельные части, сохраняющие собственные жанровые признаки, либо смешивают элементы разных жанров по всему содержанию произведения, сохраняя или не сохраняя семантическое ядро определенного жанра. Жанровое смешение часто сочетается со смешением повествовательных тактик, векторов модальности, а также коррелирует с тематической палитрой произведения. Роман американского писателя Дж. Франзена «Безгрешность» является ярким примером такого смешения. Текстообразующими для данного произведения являются жанры семейного и любовного романа. Жанровое смешение прослеживается как по всему тексту, так и внутри каждой главы, кроме того, автор использует разные жанровые формы для характеристики персонажей. Повествовательная перспектива и фокус повествования на протяжении романа меняется: повествование ведется то от лица автора, то от лица героев, иногда одни и те же события представлены разными героями. Переплетение жанров и разнообразие тем ведет к смене авторской модальности, которая включает серьезное, ироничное, пафосное и сатирическое отношение к описываемому. В романе «Безгрешность» проявляется одна из основных тенденций развития современной литературы – кодовое смешение на разных уровнях текста.
Скачивания
Metrics
Литература
Бурлина Е.Я. Жанр в контексте культуры и научной рефлексии // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 1–2.
Груздева Е.А. Изображение глобализации современной культуры в романе Джонатана Франзена «Безгрешность» («Purity») // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3.
Кремнева А.В. Интертекстуальные включения как один из барьеров на пути интерпретации смысла текста // Филология и человек. 2019. № 1.
Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Современная англоязычная литература: традиции и эксперимент. М., 2018.
Погорелова И.Ю. Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова. Пятигорск, 2012.
Сафронова Е.Ю. «Дядюшкин сон»: Проблема жанра произведения Ф.М. Достоевского // Филология и человек. 2019. № 3.
Шарифова С.Ш. Понятие, механизмы и формы жанрового смешения в современной романистике // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. № 4.
Шарифова С.Ш. Теоретические вопросы «чистоты» жанра романа // Вопросы филологии. 2013. № 2 (44).
Cooppan V. The Novel as Genre // The Cambridge Companion to the Novel. Cambridge, 2018.
Franzen J. Purity. New York, 2015.
Gulab S. Theoretical Perspective on Postmodernism in Literature and Use of Contemporary Narrative Technique // Journal of Advances and Scholarly Researches in Allied Education. 2019. № 16 (1).
Lanzendörfer T. Introduction: The Generic Turn? Toward a Poetics of Genre in the Contemporary Novel // The Poetics of Genre in the Contemporary Novel. Lanham, 2017.
Mussgnug F. Planetary Figurations: Intensive Genre in World Literature // Modern Languages Open. 2018. № 1:22. DOI: http://doi.org/10.3828/mlo.v0i0.204.
Sari L.B. Realism and Regimes of Truth in Jonathan Franzen’s Purity // Contemporary Perspectives on Language, Culture and Identity in Anglo-American Contexts. Newcastle upon Tyne, 2019.
Sharpe J. Economies of Reputation: Jonathan Franzen’s Purity and Practices of Disclosure in the Information Age // Open Library of Humanities. 2018. № 4 (1): 22. DOI: https://doi.org/10.16995/olh.240.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.