The Oeuvre of R. Wagner in Boris Poplavsky’s Creative Reception
Abstract
The paper is a study of how the heritage of composer, philosopher and opera reformer Richard Wagner is perceived in the works by poet Boris Poplavsky. The poet appeals to Wagner and symbolists in what he refers to as the integrity of all the elements of being in the World Symphony (Wagner’s concept of Gesamtkunstwerk). Symbolists highly valued the vital theurgic force of music, connected with transformation and creation. Poplavsky embraces the concept of the World Symphony and the idea of the integrating power of music, but in his understanding of the nature of this unity, he is far from being traditionalist. He views the fusion of the heterogeneous elements of being through the prism of the congenial phenomenological theory of music-time, emerging in chaos and perpetually vanishing in the depths of a certain transcendental force he named The Absolute. Poplavsky is a transitional figure in the history of the Russian culture. On the one hand, the poet proves to be a successor to the ideas of Richard Wagner and the Russian symbolists, and on the other hand, his ideas of music-time are related to the spirit of the western European philosophy of the 1920‒1930-ies.
Downloads
Metrics
References
Ариас-Вихиль М. А. Французский символизм и русский декаданс: Иннокентий Анненский — переводчик Бодлера. М., 2011.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Блюмбаум А. Б. К генезису и семантике «мирового оркестра» в творчестве Александра Блока: несколько уточнений // Acta Slavica Iaponica. 2015. Т. 36.
Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары в 2 т. Т. 1. М., 2014.
Волощенко А. Ю. Некоторые вокальные трудности при исполнении произведений Рихарда Вагнера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. № 1.
Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М., 2001.
Гуссерль Э. Собрание сочинений. В 3 т. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., 1964.
Залесская М. К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. М., 2013.
Зусева-Озкан В. Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого // Вестник ТГУ. 2021. № 467.
Иванов В. И. Собрание сочинений. В 4 т. Брюссель, 1979.
Кац Б. А. Отзвуки Вагнера в русской поэзии // Музыкальная академия. 1994. № 3 (648).
Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве поэтов «парижской ноты» (об одном сравнении в стихотворении Бориса Поплавского «Дождь») // Материалы ХVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М., 2009.
Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1.
Кэмпбелл Дж. Роман о Граале. Магия и тайна мифов о Короле Артуре. СПб., 2019. URL: https:// psy.wikireading.ru / hbDoMCsLWf.
Лаку-Лабарт Ф. Musica Ficta. Фигуры Вагнера. СПб., 1999.
Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997.
Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997.
Максимова М. В. «Проклятые умы» конца XIX века // Вестник СВФУ им М. Е. Аммосова. 2015. Т. 12. № 1.
Назаренко И. И. «Орфей в аду»: трансформация мифа об Орфее и Эвридике в романе Б. Поплавского «Домой с небес» // Имагология и компаративистика. 2020. № 14.
Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993.
Саймон Г. У. Майкапар А. Сто великих опер. М., 1998. URL: https://www.belcanto.ru/gibel.html.
Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе ХХ века. М., 2008. URL: https://klex.ru/weq.
Ямпольский М. Подземный патефон. (Об одном мотиве в поэзии Марии Степановой) // Новое литературное обозрение. 2014. № 130. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/130-2014/26191-podzemnyypatefon-ob-odnom-motive-v-poezii-marii-stepanovoy.html
Bartlett R. Wagner and Russia. Cambridge, 1995.
Elgart J. Symbolisme et figures mythiques et légendaires: une vision européenne (Stéphane Mallarmé, William Butter Yeats et Stefan George). Toulouse, 2014.
Источники
Белый А. Собрание стихотворений. М., 1997.
Блок А. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1960 -1962.
Волошин М. Собрание сочинений. В 13 т. М., 2003-2015.
Поплавский Б. Ю. Из дневников 1928-1935. Париж, 1938.
Поплавский Б. Ю. Неизданное. М., 1996.
Поплавский Б. Ю. Орфей в Аду. М., 2009.
Поплавский Б. Ю. Собрание сочинений. В 3 т. М., 2009.
Соловьёв В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.