Творчество Р. Вагнера в художественной рецепции Б. Поплавского
Аннотация
В статье исследуется рецепция наследия композитора, философа и реформатора оперы Р. Вагнера в творчестве Б. Поплавского. Поэт опирается на Вагнера и символистов в том, что касается единства всех элементов бытия в Мировой Симфонии (вагнеровская концепция Gesamtkunstwerk). Для символистов важна витальная теургическая сила музыки, связанная с преображением и созиданием. Поплавский перенимает мысль о Мировой Симфонии и идею об объединяющей силе музыки, но в своём понимании природы этого единства он уходит от традиции. Для него слияние разнородных элементов бытия рассматривается через призму близкой ему хронологически феноменологической теории о музыке-времени, возникающей в хаосе и постоянно исчезающей в пучине некой трансцендентной силы, названной им Абсолютом. Поплавский является фигурой переходной в истории русской культуры. С одной стороны, поэт оказывается наследником идей Р. Вагнера и русских символистов, а с другой — его идеи о музыке-времени соотносятся с идеями западноевропейской философии 1920‒1930-х гг.
Скачивания
Metrics
Литература
Ариас-Вихиль М. А. Французский символизм и русский декаданс: Иннокентий Анненский — переводчик Бодлера. М., 2011.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Блюмбаум А. Б. К генезису и семантике «мирового оркестра» в творчестве Александра Блока: несколько уточнений // Acta Slavica Iaponica. 2015. Т. 36.
Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары в 2 т. Т. 1. М., 2014.
Волощенко А. Ю. Некоторые вокальные трудности при исполнении произведений Рихарда Вагнера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. № 1.
Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М., 2001.
Гуссерль Э. Собрание сочинений. В 3 т. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., 1964.
Залесская М. К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. М., 2013.
Зусева-Озкан В. Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого // Вестник ТГУ. 2021. № 467.
Иванов В. И. Собрание сочинений. В 4 т. Брюссель, 1979.
Кац Б. А. Отзвуки Вагнера в русской поэзии // Музыкальная академия. 1994. № 3 (648).
Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве поэтов «парижской ноты» (об одном сравнении в стихотворении Бориса Поплавского «Дождь») // Материалы ХVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М., 2009.
Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1.
Кэмпбелл Дж. Роман о Граале. Магия и тайна мифов о Короле Артуре. СПб., 2019. URL: https:// psy.wikireading.ru / hbDoMCsLWf.
Лаку-Лабарт Ф. Musica Ficta. Фигуры Вагнера. СПб., 1999.
Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997.
Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997.
Максимова М. В. «Проклятые умы» конца XIX века // Вестник СВФУ им М. Е. Аммосова. 2015. Т. 12. № 1.
Назаренко И. И. «Орфей в аду»: трансформация мифа об Орфее и Эвридике в романе Б. Поплавского «Домой с небес» // Имагология и компаративистика. 2020. № 14.
Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993.
Саймон Г. У. Майкапар А. Сто великих опер. М., 1998. URL: https://www.belcanto.ru/gibel.html.
Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе ХХ века. М., 2008. URL: https://klex.ru/weq.
Ямпольский М. Подземный патефон. (Об одном мотиве в поэзии Марии Степановой) // Новое литературное обозрение. 2014. № 130. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/130-2014/26191-podzemnyypatefon-ob-odnom-motive-v-poezii-marii-stepanovoy.html
Bartlett R. Wagner and Russia. Cambridge, 1995.
Elgart J. Symbolisme et figures mythiques et légendaires: une vision européenne (Stéphane Mallarmé, William Butter Yeats et Stefan George). Toulouse, 2014.
Источники
Белый А. Собрание стихотворений. М., 1997.
Блок А. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1960 -1962.
Волошин М. Собрание сочинений. В 13 т. М., 2003-2015.
Поплавский Б. Ю. Из дневников 1928-1935. Париж, 1938.
Поплавский Б. Ю. Неизданное. М., 1996.
Поплавский Б. Ю. Орфей в Аду. М., 2009.
Поплавский Б. Ю. Собрание сочинений. В 3 т. М., 2009.
Соловьёв В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.