«Русь, ты вся – поцелуй на морозе» (1921 г.) В. Хлебникова: текст как комбинаторная модель/динамическая конструкция
Аннотация
Статья посвящена анализу стихотворения В. Хлебникова «Русь, ты вся поцелуй на морозе!» (1921 г.) в связи с исследованием трансформации жанра сонета в его лирике. В. Хлебников разрабатывает свою версию лирического сюжета «поцелуя на морозе», восходящему к стихотворению А. С. Пушкина «Зима, что делать нам в деревне...» (1829 г.). Любовная сцена — природное явление, вписанная не только в зимний пейзаж, но и в мировой универсум. Личности в этой природной целостности нет, пара обозначена указательными местоимениями. Напряжение чувств («поцелуй-молния») — одно из проявлений стихии. Явление молнии как «потенциально-энергийного символа» в картине мира В. Хлебникова носит концептуальный характер, является у него и первообразом мира, и принципом всеобщего единства, о чем уже писали известные исследователи творчества поэта. С формальной точки зрения текст представляет собой особый вариант структурной деформации и ее преодоления, что напрямую связано с идеей накопления энергии, взрывом и возвращением в покой. Для стихотворения характерна повышенная экспрессия звуковой организации; аллитерации на взрывные, фрикативные, сонорные, их сочетания, паронимическая аттракция создают эффект особой энергии звукоизвлечения. Ритмическая организация «обманывает» читательские ожидания: быстрые сдвиги и переходы от одного размера к другому (полиметрия в первой строфе), окказиональные цезуры в первом, четвертом, девятом стихах, анжамбеман в седьмом и восьмом, разлом седьмого стиха, когда глагол «обегает» вынесен в отдельную строку, визуализирует движение молнии. Структурные деформации снимаются в финале — последний стих написан классическим четырехстопным ямбом. В графическом исполнении лирический текст представляет собой комбинаторную динамическую модель, которая может варьироваться с точки зрения строфического членения, доминирующим является «безголовый» сонет, сохраняющий черты итальянского. Механизм связности обеспечивается всеми уровнями художественного целого, жанр сонета является гармонизирующей формой, уравновешивающей структурную неустойчивость.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., 1993. 272 с.
Григорьев В. П. Будетлянин. М., 2000. 816 с.
Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990. 352с.
Дуганов Р. В. О ноосфере и мыслеземе // Дуганов Р. В. Велимир Хлебников и русская литература. М., 2008. С. 218 – 241.
Жолковский А. К. Графоманство как прием (Лебядкин, Хлебников, Лимонов и другие) // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. 428 с.
Иванюк Б. П. Сонет: словарное досье // ФИЛОLOGOS. 2021. № 2 (49). С. 25-33.
Лощилов И. Е. К разбору стихотворения Виктора Сосноры «Разлука звериного лая со
страхом совиным…» (1966) // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 366 – 379.
Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX – начала XX века / сост., вступ. статья и комм. О. И. Федотова. М., 1990. 768 с.
Тырышкина Е. В. Эстетика русского литературного авангарда (1910-е – 1920-е гг.). Учебное пособие по спецкурсу. Новосибирск, 2000. 84с.
Источники
Хлебников В. В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Стихотворения 1917 – 1922. М., 2001. 608 с.
Хлебников В. В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Стихотворения в прозе. Рассказы, повести, очерки, сверхповести 1904-1922. М., 2004. 464 с.
Хлебников В. В. Собр. соч.: в 6 т. т. 6. Статьи (Наброски). Ученые труды. Воззвания. Открытые письма. Выступления. 1904 – 1922. М., 2005. 448 с.
References
Gasparov M. L. Russkie stikhi 1890-kh – 1925-go godov v kommentariyakh [Russian poems of the 1890s – 1925th in the comments]. M., 1993. 272 s.
Grigor'ev V. P. Budetlyanin [Futureman]. M., 2000. 816 s.
Duganov R. V. Velimir Khlebnikov. Priroda tvorchestva [Velimir Khlebnikov. The nature of creativity]. M., 1990. 352s.
Duganov R. V. O noosfere i myslezeme [About the noosphere and thought-earth] // Duganov R. V. Velimir Khlebnikov i russkaya literature [Velimir Khlebnikov and Russian Literature]. M., 2008. S. 218 – 241.
Zholkovskiy A. K. Grafomanstvo kak priem (Lebyadkin, Khlebnikov, Limonov i drugie) [Graphomania as a technique (Lebyadkin, Khlebnikov, Limonov and others)] // Zholkovskiy A. K. Bluzhdayushchie sny i drugie raboty [Wandering Dreams and other papres]. M., 1994. 428 s.
Ivanyuk B. P. Sonet: slovarnoe dos'e [Sonnet: vocabulary dossier] // FILOLOGOS. 2021. № 2 (49). S. 25-33.
Loshchilov I. E. K razboru stikhotvoreniya Viktora Sosnory «Razluka zverinogo laya so
strakhom sovinym…» (1966) [To the analysis of Victor Sosnora’s poem “The Parting of Animal Barking with the owl’s fear”] // Kritika i semiotika [Criticism and Semiotics]. 2022. № 1. S. 366 – 379.
Sonet serebryanogo veka. Russkiy sonet kontsa XIX – nachala XX veka [Sonnet of the Silver Age. Russian sonnet of the late 19-th – early 20th centuries] / sost., vstup. stat'ya i komm. O. I. Fedotova. M., 1990. 768 s.
Tyryshkina E. V. Estetika russkogo literaturnogo avangarda (1910-e – 1920-e gg.). Uchebnoe posobie po spetskursu [Aesthetics of the literary avantr-garde (1910s – 1920-s). Textbook of special course]. Novosibirsk, 2000. 84s.
List of sources
Khlebnikov V. V. Sobr. soch.: v 6 t. T. 2. Stikhotvoreniya 1917 – 1922 [Collected works in 6 vol. Vol. 2. Poems of 1917 - 1922]. M., 2001. 608 s.
Khlebnikov V. V. Sobr. soch.: v 6 t. T. 5. Stikhotvoreniya v proze. Rasskazy, povesti, ocherki, sverkhpovesti 1904-1922 [Collected works in 6 vol. Vol. 5. Poems in prose. Stories, novels, essays, super-stories]. M., 2004. 464 s.
Khlebnikov V. V. Sobr. soch.: v 6 t. t. 6. Stat'i (Nabroski). Uchenye trudy. Vozzvaniya. Otkrytye pis'ma. Vystupleniya. 1904 – 1922. [Collected works in 6 vol. Vol. 6. Articles (Sketches). Proclamations. Open Letters. Speeches]. M., 2005. 448 s.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.