«Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом

  • Елена Викторовна Тырышкина Новосибирский государственный педагогический университет
  • Глеб Максимович Маматов Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: Б.Ю. Поплавский, символизм, сюрреализм, рояль, дух музыки

Аннотация

Стихотворение Б.Ю. Поплавского «Музыкант нипанимал» (1926) из сборника «Дирижабль неизвестного направления» исследуется как пример «пограничной» поэтики – результат взаимовлияния символизма и сюрреализма. Анализируется его мотивно-образная система, интертекст, особенности строфики и фоники, композиция. Рождение музыки, где музыкант играет на рояле, инструменте-медиаторе между двумя мирами, реальным и ирреальным, показано как процесс воплощения «духа музыки», рождающейся из хаоса, мучительный и таинственный, неподвластный пониманию самого исполнителя. Основные категории философии и эстетики Б.Ю. Поплавского восходят к Ф. Ницше и Вяч. Иванову, но в данном случае акцентируется иррациональная составляющая творчества, что характерно для А. Бретона и его последователей. Символистская категория «дух музыки» замещается «духами звука»: они должны «умереть», то есть преодолеть свою первоначальную природу (стихийное начало, бессознательное), чтобы воплотиться в произведении. Это превращение невозможно без насилия, агрессии, столь характерной для авангардистской эстетики. Понимание категории «духа музыки» изначально связано с волей и силой («дионисийское» начало). В символизме оно уравновешивается «аполлоническим», завершаясь в мировой гармонии (симфония). Здесь же происходит структурная деформация, дионисийское доминирует. Сам момент воплощения, обретения формы показан как динамический, трудно уловимый процесс.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Елена Викторовна Тырышкина, Новосибирский государственный педагогический университет

доктор филологических наук, доцент

Глеб Максимович Маматов, Новосибирский государственный педагогический университет

студент магистратуры «История и теория литературы»

Литература

Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Л., 1990.

Бальмонт К.Д. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. М., 2011.

Блок А.А. Собрание сочинений: в 20-и тт. М., 1997. Т. 3.

Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Грейвс Р. Второй подвиг Геракла: Лернейская гидра // Мифы Древней Греции. М., 1992.

Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4-х тт. Брюссель, 1971. Т. 1.

Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

Кочеткова О.С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2010. № 1.

Лапаева Н.Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт «автоматического» письма // Дергачевские чтения – 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004.

Лотреамон. Песни Мальдорора. Стихотворения. Мальдорор после Мальдорора. М., 1998.

Мелетинский Е.М. Хануман // Мифологический словарь. М., 1991.

Поплавский Б.Ю. Дадафония: Неизвестные стихотворения 1924-1927. М., 1999.

Поплавский Б.Ю. Дирижабль неизвестного направления: Стихотворения. Париж, 1965.

Поплавский Б.Ю. Откровения Бориса Поплавского: Дневники. Стихи. Статьи по поводу. // Наше наследие. 1996. №37. URL: http://az.lib.ru/p/poplawskij_b_j/text_1935_otkrovenia.shtml

Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: в 3-х тт. М., 2009. Т. 1.

Поплавский Б.Ю. Флаги: Стихотворения. Париж, 1931.

Сыроватко Л.В. Русский сюрреализм Бориса Поплавского // Культурный слой. Гуманитарные исследования: о стихах и стихотворцах. Калининград, 2007.

Тарановский К.Ф. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // О поэзии и поэтике. М., 2000.

Токарев Д.В. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М., 2011.

Тырышкина Е. В. Формирование читательской реакции в лирике модернизма (В. Маяковский, Р. Ивнев). Новосибирск, 2013.

Чагин А.И. Пути и лица. О русской литературе XX века. М., 2008.

Шатских А.С. Казимир Малевич. М, 1996.

Эткинд А.М. Хлыст. Секты, литература, революция. М., 1998.

Опубликован
2018-11-28
Как цитировать
Тырышкина, Е. В., & Маматов, Г. М. (2018). «Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом. Филология и человек, (2), 41-53. https://doi.org/10.14258/filichel(2018)2-04
Выпуск
Раздел
Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)