«Я не участвую, не существую в мире…»: диалог с символизмом и экзистенциализмом в стихотворении Бориса Поплавского «Снова в венке из воска»
Аннотация
Статья посвящена эстетико-философскому синтезу в поздней лирике Б. Поплавского, а именно соединению черт символизма и экзистенциализма в стихотворении «Снова в венке из воска» (1931-1934) из посмертной книги стихов «Снежный час». Выявлено, что произведение поэта «парижской ноты» – пример «пограничной» поэтики. Рассмотрены его мотивно-образная система и пространственно-временная структура. Центральными лейтмотивами миниатюры оказываются время и его смерть-преломление, что коррелирует с символистскими темами опьянения, разграничения внешнего и внутреннего миров и т.д. При этом особую роль здесь играет ситуация ek-stasis, задающая развитие лирического сюжета, строящегося на осмыслении героем окружающей реальности и своего присутствия в ней как не-бытия и не-существования. Основной мотив произведения — преодоление мира и уход-погружение в себя. Пограничные (двоемирные) ситуации лирического героя рассмотрены в свете философско-литературных поисков самого поэта, а также на основе их сопоставления с идеями Ж.П. Сартра и Н. Бердяева. Стихотворение, в соответствии со своим названием, представляет собой венок с двумя «узлами». Последними выступают пограничные ситуации как пределы развития некоторых линий лирического сюжета. Герой стихотворения в итоге представлен как растворенный во времени, растопленный, как снег, и недовоплощенный, как антропоморфная душа без полноценной оболочки, что, отталкиваясь от традиций русского символизма, выступает живым диалогом и формой экзистенциалистского рассуждения.
Скачивания
Metrics
Литература
Бердяев Н.А. Вечность и время // Вестник РСХД. 1935.
Болтовский Е.О. К календарной мифологии Бориса Поплавского // Вестник Костромского государственного университета. 2012.
Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 2005.
Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов: дис. … канд. филол. наук. М., 1999.
Компарелли Р. Лирика Б.Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2015.
Кочеткова О.С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: дис... канд. филол. наук. М., 2010.
Кругликова А.Д. Экзистенциальное «Я» поэзии Бориса Поплавского // Вестник Белорусского государственного университета. 2006.
Куляпин А.И., Скубач О.А. Игры со временем: семиотика часов в советской культуре 1920 – 40-х гг. // Филология и человек. 2007. № 1.
Лапаева Н.Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт «автоматического» письма // Дергачевские чтения – 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004.
Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2014.
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.
Платон. Собрание сочинений: в 4-х тт. М., 1990. Т.1.
Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: в 3-х тт. М., 2009. Т. 1; Т.3.
Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания // Логос. М., 2003. № 37 (2).
Токарев Д.В. Между Индией и Гегелем. Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. [Электронный ресурс] URL: https://litlife.club/books/163271.
Тырышкина Е.В., Маматов Г.М. «Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом. // Филология и человек. 2018. № 2.
Шакирова М.Р. Дилогия Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес»: столкновение экзистенциальных направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2010.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.