«I Do not Participate, I do not Exist in the World ...»: a Dialogue with Symbolism and Existentialism in Boris Poplavsky’s Poem «Again in a Wreath of Wax»
Abstract
The article discusses aesthetic and philosophical synthesis in the late lyrics of B. Poplavsky, namely the combination of the features of symbolism and existentialism in the poem «Again in a Wreath of Wax» (1931-1934) from the posthumous book of poems «Snowy Hour». It has been revealed that the work of the poet of the “Paris note” is an example of the “borderline” poetics. Its motive-shaped system and space-time structure are considered. Time and its death-refraction are the central motifs of the miniature, which correlate with the symbolist themes of intoxication, the delimitation of the external and internal worlds, etc. In this case, the ek-stasis situation plays a special role, setting the development of a lyrical plot based on the hero's understanding of the surrounding reality and his presence in it as non-being and non-existence. The core motive of the work is overcoming the world and self-immersion. The borderline (double-world) situations of the lyric hero are examined in the light of the philosophical and literary searches of the poet himself, as well as on the basis of their comparison with the ideas of J.P. Sartre and N. Berdyaev. The poem, in accordance with its name, is a wreath with two "knots". The latter are borderline situations working as the limits for the development of some lines of the lyrical plot. The hero of the poem is ultimately presented as dissolved in time, melted like snow, and under-embodied, as an anthropomorphic soul without a full shell, which, building on the traditions of Russian symbolism, acts as a living dialogue and a form of existentialist reasoning.
Downloads
Metrics
References
Бердяев Н.А. Вечность и время // Вестник РСХД. 1935.
Болтовский Е.О. К календарной мифологии Бориса Поплавского // Вестник Костромского государственного университета. 2012.
Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 2005.
Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов: дис. … канд. филол. наук. М., 1999.
Компарелли Р. Лирика Б.Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2015.
Кочеткова О.С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: дис... канд. филол. наук. М., 2010.
Кругликова А.Д. Экзистенциальное «Я» поэзии Бориса Поплавского // Вестник Белорусского государственного университета. 2006.
Куляпин А.И., Скубач О.А. Игры со временем: семиотика часов в советской культуре 1920 – 40-х гг. // Филология и человек. 2007. № 1.
Лапаева Н.Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт «автоматического» письма // Дергачевские чтения – 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004.
Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2014.
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.
Платон. Собрание сочинений: в 4-х тт. М., 1990. Т.1.
Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: в 3-х тт. М., 2009. Т. 1; Т.3.
Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания // Логос. М., 2003. № 37 (2).
Токарев Д.В. Между Индией и Гегелем. Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. [Электронный ресурс] URL: https://litlife.club/books/163271.
Тырышкина Е.В., Маматов Г.М. «Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом. // Филология и человек. 2018. № 2.
Шакирова М.Р. Дилогия Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес»: столкновение экзистенциальных направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2010.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.