Функционирование мифологического сюжета «Орфей в аду» в творчестве Бориса Поплавского 1930-х годов
Аннотация
Статья посвящена исследованию мифологического сюжета «Орфей в аду» в позднем творчестве Б.Ю. Поплавского. Описывается реализация указанного сюжета на материале дневников и посмертной книги стихов «Снежный час» (1936 год). Рассматривается связь орфизма поэта этого периода с его ранним творчеством, с античной, раннехристианской, символистской традициями. Было выявлено, что Поплавский создаёт миф о певце-Логосе, который должен появиться в нижнем мире Сиге, пройти особый путь, полный испытаний, взойти к «небесной» родине, духовно возродиться и обрести «идеал Христа». В отличие от Орфея-Логоса Вяч. Иванова, у «Орфея в себе» Б. Поплавского главной задачей является возвращение божественной силы. В книге «Снежный час» орфический сюжет «зашифрован», он угадывается благодаря отдельным аллюзивным образам и мотивам: света, музыки, огня и солнца. Значимыми оказываются и различные контаминации образа Орфея с образами Гамлета, Христа, Франциска Ассизского, связанными между собой мотивами солнца, пения-проповеди, схождения в ад. Все эти образы становятся воплощениями героя-поэта, должного обрести духовную истину и преодолеть тьму окружающей его реальности.
Скачивания
Metrics
Литература
Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.
Асоян А.А. Семиотика и метафорика художественных форм. СПб., 2019.
Асоян А.А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике // Сибирский филологический журнал. 2004. № 1.
Белый А. О символизме. Избранные работы. М., 2017.
Блаватская Е.П. Избранные статьи. М., 1994.
Болнова Е.В. Семантика мифа об Орфее и Эвридике в творчестве В.И. Иванова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 4.
Грейвс Р. Орфей // Мифы Древней Греции. М., 1992.
Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4-х тт. Брюссель, 1979. Т. 3.
Кочеткова О.С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010.
Кочеткова О.С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. 2010. № 1.
Лопачева М.К. Иннокентий Анненский в художественном сознании поэтов русской эмиграции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2005. № 1.
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.
Мень А. В. Символы библейские // Библиологический словарь: в 3-х тт. М., 2002. Т. 3.
Муретов М.Д.Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. М., 1885.
Норина Н.В., Спереденюк А.Е. Образ Орфея в лирике Бориса Поплавского // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 3.
Осипова Н.О. «Ренессансный текст» в поэзии русской эмиграции // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 1.
Поплавский Б.Ю. Орфей в аду. М., 2009а.
Поплавский Б.Ю. Собр. соч.: в 3-х тт. М., 2009б. Т. 1. Стихотворения; Т. 3. Статьи. Дневники. Письма.
Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.
Фатеева А.С. Орфический миф в интертекстуальных мотивах культур России и Италии конца XIX – первой половины XX веков: дис. … канд. филос. наук. М., 2016.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Чагин А.И. Пути и лица. О русской литературе ХХ века. М., 2008.
Шунейко А.А., Чибисова О.В. Буддистские реминисценции в поэзии И.Ф. Анненского // Филология и человек. 2019. № 2.
Olcott W. T. Sun lore of all ages. New-York, 1914.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.