Problems of Profilization of Teaching Language Disciplines at Law Schools

  • Татьяна Владимировна Иванова Саратовская государственная юридическая академия Email: tania.iwanova@mail.ru
  • Ольга Вячеславовна Никитина Саратовская государственная юридическая академия Email: wetlinaow@mail.ru
Keywords: profiling, language disciplines, legal discourse, communicative and speech competence

Abstract

The article focusses on the idea of teaching language disciplines in a non-philological University in respect of the major profile. The attention is focused on the selection of language material targeted at professional legal sphere: its stylistic identity, texts, genres, elements of rhetoric, the nature of communication, as well as the requirements of the GEF. Profilization of teaching Russian and culture of speech at the University takes into account the overall goals and objectives of vocational education, the function of language in a particular professional sphere, the context of teaching core subjects and is associated with mastering certain categories of legal vocabulary, working with official documents and oral genres of legal communication. As an example, we describe the training model of classes with students-trainees of the Legal clinic and the arrangement of work with document texts (explanatory note). It is noted that systematic profiling is due to the pragmatic, sociolinguistic and general cultural orientation of language teaching.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Author Biographies

Татьяна Владимировна Иванова , Саратовская государственная юридическая академия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи

Ольга Вячеславовна Никитина , Саратовская государственная юридическая академия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи

References

Авдевнина О.Ю. Введение в профессиональный дискурс как лингвометодическая концепция // Русский язык и литература в образовательном процессе. Саратов, 2016.

Авдевнина О.Ю. Педагогические установки вузовского преподавания русского языка в аспекте современной языковой политики // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Авдевнина О.Ю., Девяткина В.В. Истец vs истица: языковые нормы и социокультурные коды наименования лиц в юридическом дискурсе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2.

Артыкуца Н.В. Об эффективной модели формирования лингвистической компетентности юристов // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Балашов А.Н., Никитина О.В. Основы обучения в Юридической клинике (вопросы и ответы). Саратов, 2016.

Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М., 2013.

Баранов В.М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6 (119).

Бляхман Б.Я. Юридическое образование: правосознание и культура // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Васильев А.Д. Язык российского права и некоторые вопросы юридического образования // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Голев Н.Д. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении // Юрислингвистика – 1: проблемы и перспективы. Барнаул, 1999.

Девяткина В.В. Речь государственного обвинителя: имиджевые риски // Право, наука, образования: традиции и перспективы. Саратов, 2016.

Девяткина В.В. Обучение судебной речи в юридическом вузе (компетентностный подход в рамках ФГОС) // Язык: теория и практика преподавания. Саратов, 2018.

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2006.

Иванова Т.В. Деловое общение юриста: опыт практического обучения // Мир русского слова. 2017. № 3.

Иванова Т.В. Слово в речи юриста // Рациональное и эмоциональное в русском языке. М., 2016.

Иванова Т.В. Формирование документной грамотности будущих юристов // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Кара-Мурза Е.С. Лингвоправовой конфликт как объект исследования в лингвоконфликтологии // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Киреева Е.З. Жанры подзаконного дискурса // Жанры речи. 2016. № 1.

Никитина О.В. Жанры юридического дискурса в структуре профессионального обучения // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Никитина О.В. Повышение коммуникативной компетентности студентов-юристов: тренинговая модель // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. Н. Новгород, 2017. Вып. 8.

Никитина О.В. Язык и стиль искового заявления // Русский язык и литература в образовательном процессе. Саратов, 2016.

Медведева М.С. Юридический текст как объект профессионально ориентированного дискурса // Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4.

Попова Е.В. Природа судебного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 6 (194).

Чернышева Т.В. Прикладные аспекты изучения официально-деловой коммуникации: принципы оценки деловых текстов // Филология и человек. 2016 № 2.

Published
2020-03-04
How to Cite
Иванова Т. В., Никитина О. В. Problems of Profilization of Teaching Language Disciplines at Law Schools // Philology & Human, 2020, № 1. P. 117-126 DOI: 10.14258/filichel(2020)1-13. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6802.
Section
Проблемы филологического образования
Bookmark and Share