Проблемы профилизации преподавания языковых дисциплин в юридическом вузе

  • Татьяна Владимировна Иванова Саратовская государственная юридическая академия Email: tania.iwanova@mail.ru
  • Ольга Вячеславовна Никитина Саратовская государственная юридическая академия Email: wetlinaow@mail.ru
Ключевые слова: профилизация, языковые дисциплины, юридический дискурс, коммуникативно-речевая компетенция

Аннотация

Статья посвящена концепции преподавания языковых дисциплин в нефилологическом вузе с учетом профилизации. Основное внимание уделяется отбору языкового материала, ориентированного на профессиональную юридическую сферу: ее стилевое своеобразие, тексты, жанры, элементы словесного творчества, характер коммуникации, а также требования ФГОС. Профилизация преподавания русского языка и культуры речи в вузе учитывает общие цели и задачи профессионального образования, функцию языка в той или иной профессиональной сфере, контекст преподаваемых профильных дисциплин. Кроме того, она связана с освоением отдельных категорий юридической лексики, работой со служебными документами и устными жанрами юридической коммуникации. В качестве примера описывается тренинговая модель занятий со студентами-стажерами «Юридической клиники» и организация работы с документными текстами (объяснительной запиской). Отмечается, что системность профилизации обусловлена прагматической, социолингвистической и общекультурной направленностью преподавания языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Татьяна Владимировна Иванова , Саратовская государственная юридическая академия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи

Ольга Вячеславовна Никитина , Саратовская государственная юридическая академия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи

Литература

Авдевнина О.Ю. Введение в профессиональный дискурс как лингвометодическая концепция // Русский язык и литература в образовательном процессе. Саратов, 2016.

Авдевнина О.Ю. Педагогические установки вузовского преподавания русского языка в аспекте современной языковой политики // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Авдевнина О.Ю., Девяткина В.В. Истец vs истица: языковые нормы и социокультурные коды наименования лиц в юридическом дискурсе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2.

Артыкуца Н.В. Об эффективной модели формирования лингвистической компетентности юристов // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Балашов А.Н., Никитина О.В. Основы обучения в Юридической клинике (вопросы и ответы). Саратов, 2016.

Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М., 2013.

Баранов В.М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6 (119).

Бляхман Б.Я. Юридическое образование: правосознание и культура // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Васильев А.Д. Язык российского права и некоторые вопросы юридического образования // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Голев Н.Д. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении // Юрислингвистика – 1: проблемы и перспективы. Барнаул, 1999.

Девяткина В.В. Речь государственного обвинителя: имиджевые риски // Право, наука, образования: традиции и перспективы. Саратов, 2016.

Девяткина В.В. Обучение судебной речи в юридическом вузе (компетентностный подход в рамках ФГОС) // Язык: теория и практика преподавания. Саратов, 2018.

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2006.

Иванова Т.В. Деловое общение юриста: опыт практического обучения // Мир русского слова. 2017. № 3.

Иванова Т.В. Слово в речи юриста // Рациональное и эмоциональное в русском языке. М., 2016.

Иванова Т.В. Формирование документной грамотности будущих юристов // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Кара-Мурза Е.С. Лингвоправовой конфликт как объект исследования в лингвоконфликтологии // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция. Кемерово; Барнаул, 2010.

Киреева Е.З. Жанры подзаконного дискурса // Жанры речи. 2016. № 1.

Никитина О.В. Жанры юридического дискурса в структуре профессионального обучения // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве. М.; Саратов, 2018.

Никитина О.В. Повышение коммуникативной компетентности студентов-юристов: тренинговая модель // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. Н. Новгород, 2017. Вып. 8.

Никитина О.В. Язык и стиль искового заявления // Русский язык и литература в образовательном процессе. Саратов, 2016.

Медведева М.С. Юридический текст как объект профессионально ориентированного дискурса // Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4.

Попова Е.В. Природа судебного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 6 (194).

Чернышева Т.В. Прикладные аспекты изучения официально-деловой коммуникации: принципы оценки деловых текстов // Филология и человек. 2016 № 2.

Опубликован
2020-03-04
Как цитировать
Иванова Т. В., Никитина О. В. Проблемы профилизации преподавания языковых дисциплин в юридическом вузе // Филология и человек, 2020, № 1. С. 117-126 DOI: 10.14258/filichel(2020)1-13. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6802.
Выпуск
Раздел
Проблемы филологического образования
Bookmark and Share