Ребёнок в стихии разговорной речи: тезаурус и его фиксация

  • Ирина Амзаракова Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Email: ip50@mail.ru
Ключевые слова: разговорная речь, детский дискурс, экономия и избыточность, паронимическая аттракция, лексикография

Аннотация

Цель – выявление основных черт разговорности и их специфики в детском дискурсе, описание проблемы лексикографической фиксации детского тезауруса. Основным методом исследования выступает анализ тезауруса, сопоставление дискурса немецкого ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста с разговорным дискурсом взрослых. Определено, что наиболее типичным проявлением избыточности детской речи является редупликация, в ходе которой образованные слова проникают из детского дискурса в стандартный язык и в другие социолекты, приобретая новые значения. Анализ лексикографических источников выявляет дефицит идеографического описания мира ребёнка, отсутствие в словарях общего типа необходимых лексикографических помет. На материале русского языка с начала 2000–х годов издаются словари детских инноваций, детского тезауруса, но для изучающих иностранные языки отсутствие подобных идеографических словарей становится этнографической лакуной, затрудняющей межкультурную коммуникацию.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Амзаракова И. П. Ребёнок: язык, текст, коммуникация. Абакан, 2012.

Бернгардт О. В. Речь ребёнка-билингва как предмет лексикографического описания: ситуация русско-немецкого двуязычия: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2009.

Блинова О. И. К историографии типов мотивационных словарей // Вопросы лексикографии. 2012. № 2.

Гарганеева К. В. Мотивационный словарь детской речи / под ред. О.И. Блиновой. Томск, 2007.

Гридина Т. А. Объяснительный словарь детской речи: лексикографический аспект // Филологический класс. 2013.

Девкин В. Д. Немецкая лексикография. М., 2005.

Девкин В. Д. Немецко-русский словарь разговорной лексики. М., 1994.

Кротов В. Г. Подсказка души: Словарь детских афоризмов. М., 2003.

Несова Н. М. Грамматические и стилистические пометы в толковых словарях русского и английского языков: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. М., 2021.

Палкин А. Д. Возрастная психолингвистика. Толковый словарь русского языка глазами детей. М., 2004.

Урбаева А. П. Сфера употребления полной редупликации в немецком языке // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4.

Харченко В. К. Словарь современного детского языка. М., 2005.

Цейтлин С. Н. Словарь детских словообразовательных инноваций. München, 2001.

Черняк В. Д. О чем говорят названия словарей? Социокультурные аспекты современной лексикографии // Studia Slavica Savariensia 2016. № 1–2.

Augst G. Kinderwort: der aktive Kinderwortschatz (kurz vor der Einschulung), nach Sachgebieten geordnet, mit einem alphabetischen Register. 2. Aufl. Frankfurt a.M.: Lang, 1985.

Augst G. Schriftwortschatz: Untersuchungen und Wortlisten zum orthographischen Lexikon bei Schülern und Erwachsenen. Frankfurt a. M.; Bern; New York; Paris: Peter Lang, 1989.

Duden – Deutsches Universalwörterbuch, 5. Aufl. Mannheim 2003.

Список источников

Kinder: Ein fröhliches Wörterbuch / hrsg. von C.J. Frank mit Zeichnungen von Pete Field. Tomus-Verlag: München 2001.

SUBITO: Oma war beim Optimisten: Kinder über Gold, Gott und Vitamine / hrsg. von Anna Rademacher. Frankfurt am Main, 2006.

Teilkorpus Christiane (12;2) // Dortmunder Korpus der spontanen Kindersprache / hrsg. von Klaus R. Wagner. Essen: Die Blaue Eule, 1993. Bd. 5.

Опубликован
2022-05-31
Как цитировать
Амзаракова И. Ребёнок в стихии разговорной речи: тезаурус и его фиксация // Филология и человек, 2022, № 2 DOI: 10.14258/filichel(2022)2-13. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/10728.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share