Топос леса в творчестве А. П. Чехова 1890-х—1900-х годов
Аннотация
Статья посвящена выявлению специфики топоса леса в произведениях А.П. Чехова в его последнеее творческоее десятилетиее. Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра границ начала модернизма в русской литературе, их переносом с 1900-х гг на 1880-е гг. В статье на пространственном материале демонстрируются неклассические изменения чем и обуславливается новизна исследования. В рамках работы выделено и проанализировано 112 текстовых фрагментов с топосом леса, описаны модальности данного пространства, характерные для классической и неклассической литературы, проведен анализ модальностей топоса в произведениях А. П. Чехова. Топос леса в последнем творческом десятилетии писателя выступает в трех модальностях: живой лес, лес как символ бесхозяйственности, место нанесения вреда и лес как место наваждения. Топос во всех случаях сконструирован сложно, построен на сочетании библейской традиции, сказочной традиции и индивидуального авторского мифа. Исследование подтверждает результаты, ранее полученные нами при анализе других пространственных компонентов в произведениях Чехова данного периода, что позволяет говорить о более раннем начале процессов модернизации.
Скачивания
Metrics
Литература
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М. 1974-1983.
Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М., 2001.
Басинский П. В. Горький. М., 2006.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бердников Г. П. Чехов. М., 1974.
Бибихин В. В. Лесной человек Ницше. [Электронный ресурс]. URl: http://bibikhin.ru/lesnoy_chelovek_nitsche.
Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008.
Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., 2000.
Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А.П.Чехова: автореф. дис. <...> канд. филол. наук. М., 1992.
Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1993.
Комаров С. А. А. Чехов – В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX – первой трети XX века. Тюмень, 2002.
Коренева М. Ю. Д. С. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // На рубеже XIX и XX веков. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1991.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1969.
Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Малюгин Л. А., Гитович И. Е. Чехов. М., 1983.
Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях русской литературы. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/book/dmitriy-merezhkovski/o-prichinah-upadka-i-o-novyh-techeniyah-sovremennoy-r-175053/.
Минц З. Г. Структура «художественного пространства» в лирике Ал. Блока // Поэтика Александра Блока. СПб, 1999.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Т. 4. М., 2007.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.
Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001.
Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. М., 2022.
Словарь библейских образов. СПб., 1998.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. СПб, 2007.
Хайнади З. Архетипический топос // Литература. 2004 № 29.
Червинскене Е. П. Единство художественного мира. А. П. Чехов. Вильнюс, 1976.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.