Эстетика комедии дель арте в европейских сказках.
Аннотация
Статья посвящена исследованию традиций комедии дель арте в европейских сказках XIX и XX вв. В качестве материала исследования послужили «Пьеро, или Что таит в себе ночь» М. Турнье, «Арлекин и зеленое платье» Л. Фишетто и «Пульчинелла на могиле Коломбины» Г. Х. Андерсена. Представленные в этих произведениях «дельартовские» образы и сюжеты сравниваются с оригинальными и на основе сравнения выделяются приёмы, с помощью которых авторы сказок адаптируют традиции комедии масок к особенностям детского восприятия. Устанавливается, что авторы европейских сказок XX века избегают обращения к тем карнавальным элементам комедии масок, которые могут вызывать у детской аудитории недоумение – к сатире и грубому юмору. Сказка XIX века также нивелирует «грубые» аспекты «дельартовской» эстетики, однако с другой целью: чтобы не отвлекать читателя от своего трагико-философского наполнения. Подражая романной традиции, сказка XIX века обращается к арлекинадному гротеску.
Скачивания
Metrics
Литература
Жилевич, О. Ф. Мишель Турнье: специфика художественного мира (к 90-летнему юбилею писателя) // Ученые записки Брестского государственного университета. Брест, 2015.
Киричук, Е. В. Художественные особенности философской сказки Мишеля Турнье "Амандина, или Два сада" // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 2.
Симонова-Партан, О. Странствующие маски. Итальянская комедия дель арте в русской культуре. Санкт-Петербург, 2021.
Суслова, И. В., Мазунина, М. С. Философская сказка Мишеля Турнье: жанровые варианты // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2017. № 6(12).
Турнье, Мишель. Пьеро, или что таит в себе ночь / Философская сказка. Москва, 1998. URL: https://royallib.com/book/turne_mishel/filosofskaya_skazka_sbornik.html
Andersen, Hans C. What the Moon Saw: and Other Tales. London, 1866. URL: https://www.gutenberg.org/files/27000/27000-h/27000-h.htm#WHAT_THE_MOON_SAW
Balme, C. B., Vescovo, P., Vianello, D. Commedia dell'Arte in Context. Cambridge, 2020.
Beckett, Sandra L. De grands romanciers écrivent pour les enfants. Montreal, 1997.
Boulé, J. P., Plattern, D. Michel Tournier and the Metaphor of Fiction. Liverpool, 1999.
Castiglione, Agnes. Tournier et Giono / Vray, Jean-Bernard. Relire Tournier. France, 2000.
Crick, O., Di Niro, Corinna. Commedia dell’Arte for the 21st Century: Practice and Performance in the Asia-Pacific. UK, 2021.
Fischetto, Laura. Harlequin and the Green Dress. New York, 1994.
Pietropaolo, Domenico. The Commedia dell’Arte. UK, 2022.
Rudlin, John. The Metamorphoses of Commedia dell’Arte: Whatever Happened to Harlequin? Switzerland, 2022.
Sand, M. The History of the Harlequinade. London, 1915. Vol. 1.
Théron, Michel. La culture générale expliquée: Les clés pour comprendre. Norderstedt, 2018.
Toepfer, Karl. Pantomime: The History and Metamorphosis of a Theatrical Ideology. San Francisco, 2019.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.