Стереотипизация понятия «Новый год» в русской языковой картине мира (на материале вторичных текстов современной рекламы)

  • Светлана Геннадьевна Буданова Кубанский государственный университет (Краснодар) Email: lanastar@bk.ru
  • Алевтина Геннадьевна Рябинина Кубанский государственный университет (Краснодар) Email: alyar2015@yandex.ru
Ключевые слова: стереотип, стереотипизация, прецедентность, прецедентный текст, вторичный текст, рекламный текст

Аннотация

В статье проанализировано стереотипизированное понятие «Новый год», функционирующее в текстах современной рекламы. Выделены следующие средства его реализации: прецедентные тексты, типичные образы и объекты действительности, стандартные ситуации. Прецедентные тексты, входящие во вторичный рекламный материал, предполагают апелляцию к широко известным, узнаваемым источникам, которые в сознании усредненного носителя русского языка ассоциируются с Новым годом. Включение в видеоматериал типичных образов и объектов действительности сопровождается сохранением присущих речевых характеристик и узнаваемых деталей. Стандартная ситуация представляет собой аллюзию на новогоднюю традицию и / или жизненный опыт, заложенный в сознании носителей русского языка и культуры. Приведены примеры конкретных рекламных текстов с их подробным анализом. Выявлены наиболее частотные источники, которые используются для создания вторичного рекламного текста, отсылающего к рассматриваемому стереотипизированному понятию. Проведена аналогия с русским ассоциативным словарем, что позволило выявить новые реакции на стимул «Новый год».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Светлана Геннадьевна Буданова, Кубанский государственный университет (Краснодар)

кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка

Алевтина Геннадьевна Рябинина, Кубанский государственный университет (Краснодар)

ассистент кафедры современного русского языка 

Литература

Беданокова З.К., Баромыченко А.Г. Концептуализация или стереотипизация слова «Кубань» в региональном рекламном дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 4.

Бергельсон М.Б., Некрасова А.Е. Лингвистический анализ стереотипов: баланс между текстом и смыслом // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». 2010. Т. 8.

Дубинец З.А. Концепт «болезнь» в русской языковой картине мира // Филология и человек. 2018. № 3.

Исаева Л.А. О соотношении понятий «концептуализация», «стереотипизация» и «прецедентизация» // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2(45).

Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М., 1998.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002.

Маали Шади А.А. Лингвистическая репрезентация гендерных стереотипов в рекламе. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014.

Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 2008.

Русский ассоциативный словарь. От стимула к реакции: около 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасова. М., 2002. Т. 1.

Смирнова А.Г. Гендерные стереотипы в рекламных текстах, ориентированных на женщин // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2015. № 2(30).

Чувакин А.А. Концепт Алтай в художественной прозе К.Г. Паустовского // Филология и человек. 2016. № 2.

Шестакова О.В., Макаловская К.Г. Этнические стереотипы в современной рекламе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51). Ч. 1.

Шкуропацкая М.Г., Даваа У. Коммуникативные фрагменты и прецедентные тексты как способы фиксации языкового сознания носителей монгольского и русского языков (на материале слов-зоонимов) // Филология и человек. 2017. № 3.

Опубликован
2019-12-06
Как цитировать
Буданова С. Г., Рябинина А. Г. Стереотипизация понятия «Новый год» в русской языковой картине мира (на материале вторичных текстов современной рекламы) // Филология и человек, 2019, № 4. С. 22-32 DOI: 10.14258/filichel(2019)4-02. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6420.
Выпуск
Раздел
Статьи
Bookmark and Share