Художественно-интенциальные признаки исповеди и проповеди в рассказе В.П. Астафьева «Капля» из книги «Царь-рыба»

  • Владимир Владимирович Сазанов Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Email: sazan-rubin@mail.ru
Ключевые слова: В.П. Астафьев, исповедь, проповедь, интенция

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей авторской интенции в рассказе В.П. Астафьева «Капля» из книги «Царь-рыба». Содержание произведения рассматривалось исследователями в аспекте социально-нравственных проблем современности, важнейшей из которых в 1970-е годы становится экологическая. В традиционное реалистическое повествование Астафьев включает лирико-философский компонент, имеющий черты религиозных жанров – проповеди, исповеди. При всей неоднозначности научных суждений о религиозном поиске писателя очевидна возможность выявления в рассказе «Капля» жанрово-художественных признаков, свидетельствующих о вполне определенных психологических, религиозно-философских установках автора, что составляет актуальность и новизну предлагаемого исследования. Мотив благодарности и радостного приятия жизни является одним из доминирующих в христианском мироощущении, а в данном тексте является доказательством философско-религиозной авторской идеи. Элементы исповедально-проповеднического нарратива проявляются как «память жанра», как направленность творческого сознания Астафьева на постижение законов существования жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Владимир Владимирович Сазанов, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

аспирант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания

Литература

Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. Иркутск, 2007.

Дегтярева В.В. Виктор Астафьев в европейском литературоведении // Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха». Красноярск, 2009.

Золотухина О.Ю. Религиозный поиск В.П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя. Красноярск, 2015.

Меньших А.В. Художественное пространство как способ отражения идеи (по рассказу В.П. Астафьева «Капля») // Астафьевские чтения. Пермь, 2005. Вып. 3.

Пригарина А.С. Исповедь как жанр и интенция. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2.

Садырина Т.Н. «Царь-рыба» В.П. Астафьева как духовно-нравственное, экологическое, онтологическое поучение // Христианство и литература. Красноярск, 2019. Вып. 4.

Тимофеева Н.В. Философская концепция мира и человека в повести Виктора Астафьева «Царь-рыба» // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2017.

Nivat G. Chapitre XLI. Le «Tsar-Poisson» D’Astafiev // Vers la fin du mythe russe; Essaie sur la culture russe de Gogol à nos jours: Collection Slavica dirigée par Jacques Catteau, Georges Nivat et Vladimir Dimitrijevi. Lausanne, Suisse, Édition L’âge de l’homme, 1982.

Опубликован
2020-12-04
Как цитировать
Сазанов В. В. Художественно-интенциальные признаки исповеди и проповеди в рассказе В.П. Астафьева «Капля» из книги «Царь-рыба» // Филология и человек, 2020, № 4. С. 145-153 DOI: 10.14258/filichel(2020)4-11. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/8024.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share