Символические образы в поэме Семена Боброва «Древняя ночь Вселенной, или Странствующий слепец»
Аннотация
Статья посвящена изучению символических образов в философско-эзотерической поэме Семена Боброва «Древняя ночь Вселенной, или Странствующий слепец». Интерес поэта к традиционной символике обусловлен как ситуацией переходности, характеризующей конец XVIII в., так и влиянием на поэта масонских идей. Диалектическое мышление С. Боброва проявилось в трансформации традиционной дихотомической структуры мира. Наделенные противоположной семантикой понятия, лежащие в основе символов, сгруппированных вокруг архетипических образов Хаоса и Космоса, обнаруживают в поэме глубокую взаимосвязь. Для этого поэт совмещает диады оппозиций, формирует систему отражений, вводит семантических посредников, наделяет образы амбивалентными значениями и допускает инвертирование диад. Свет и луч, выступающие в качестве основных символов в поэме, стягивают вокруг себя множество образов (колесо, солнце, луна, лампада, ночь, око и др.) и воплощают идею движения, которая является смысло- и формообразующей в поэме.
Скачивания
Metrics
Литература
Абрамзон Т.Е. Просветительские мифы М.В. Ломоносова. Магнитогорск, 2005.
Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М.,1971.
Арутюнова Н.Д., Журинская М.А. Теория метафоры. М., 1990.
Зайонц Л.О. Бобров С.С. // Русские писатели. 1800–1917. М., 1989. Т. 1: А–Г.
Зайонц Л.О. От эмблемы к метафоре: феномен Семена Боброва // Новые безделки. М., 1996.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб, 2000.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб., 2001.
Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи. Т. 1.Таллинн, 1992.
Островский А.Б. Анализ мифов К. Леви-Стросса: первобытное мышление и этнографический контекст // Советская этнография. 1984. № 5.
Петров А.В. Оды «На новый год», или Открытие времени (Становление художественного историзма в русской поэзии XVIII века). Магнитогорск, 2005.
Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Т.2. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.
Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии. [Электронный ресурс]. URL: http://flibusta.site/b/369948/read
Проскурин О.А. Поминки по Бибрису. Почему в «Вестнике Европы» смеялись над покойником // Литературные скандалы пушкинской эпохи (материалы и исследования по истории русской литературы. Вып. 6). М., 2000.
Розанов И.Н. Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца. М., 1914.
Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в Люйши чуньцю. М., 1990.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.