Становление ритуально-культовой практики у палеолитического населения Урала

Основное содержание статьи

Ю. Б. Сериков Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Аннотация

СТАНОВЛЕНИЕ РИТУАЛЬНО-КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ У ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Сериков, Ю. Б. (1). Становление ритуально-культовой практики у палеолитического населения Урала. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(1), 7-24. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2021
Раздел
Архаичные Религиозные Верования и Обряды Народов Евразии

Литература

1. Бадер О.Н. Следы древнейшей пещерной живописи на Южном Урале//СА. 1961. № 3. С. 319-320.
Контекст: ...Впоследствии их изучением занималась экс-педиция Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Ба-дера (Бадер О.Н., 1961; 1962; 1963; 1965).

2. Бадер О.Н. Открытие палеолитической пещерной живописи на Урале//Историко-археологический сборник. М., 1962. С. 14-23.
Контекст: ...Впоследствии их изучением занималась экс-педиция Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Ба-дера (Бадер О.Н., 1961; 1962; 1963; 1965).

3. Бадер О.Н. Палеолитические рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) на Урале//СА. 1963. № 1. С. 125-134.
Контекст: ...Впоследствии их изучением занималась экс-педиция Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Ба-дера (Бадер О.Н., 1961; 1962; 1963; 1965).

4. Бадер О.Н. Каповая пещера. М., 1965. 49 с.
Контекст: ...Впоследствии их изучением занималась экс-педиция Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Ба-дера (Бадер О.Н., 1961; 1962; 1963; 1965).

5. Бадер О.Н. Следы палеолита в пещере Ямазы-Таш (Игнатиевской) на Южном Урале//Первобытная археология -поиски, находки. Киев, 1980. С. 63-70.
Контекст: ...Г.Ф. Дебец предположительно отнес их к позднепалеолитическому времени (Бадер О.Н., 1980, с. 69).

6. Близнецов Е.П. Обследование пещер в Пермской области//Археологические открытия 1967 года. М., 1968. С. 116-117.
7. Васильев С.А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших обитателей Северной Америки//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2000. С. 9-10.
8. Волков Р.Б., Ерохин Н.Г, Тихонова Н.Р. Гранитный грот (навес) Шайтаноозерский Каменный Остров I//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Вып. 3. Екатеринбург, 1999. С. 110-116.
9. Гуслицер Б.И., Канивец В.И. Пещеры Печорского Урала. М.-Л., 1965. 134 с.
Контекст: ...Пещера состоит из ряда гротов и галерей разной степени доступности (Гуслицер Б.И., Канивец В.И., 1965, с. 43-49).

10. Деревянко А.П., Рыбин Е.П. Древнейшее проявление символической деятельности палеолитического человека на Горном Алтае//Переход от среднего к позднему палеолиту в Евразии: гипотезы и факты. Новосибирск, 2005. С. 232-255.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

11. Жилина И.В., Петрин В.Т. Оригинальная индустрия из Кыштым-ского озёрного края (к проблеме появления культовых мест на Урале)//Технический и социальный прогресс в эпоху первобытнообщинного строя. Свердловск, 1989. С. 46-48.
Контекст: ...Дата этого необычного комплекса - 24760±1095 (СОАН - 2213) (Жилина И.В., Петрин В.Т., 1989, с. 46-48).

12. Житенев В.С. Пещерное монументальное искусство и «ритуальные медвежьи комплексы» верхнего палеолита//60 лет кафедре археологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Тезисы докладов юбилейной конференции, посвященной 60-летию кафедры археологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. М., 1999. С. 47-50.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

13. Житенев В.С. Археозоологические критерии «ритуальных медвежьих комплексов» верхнего палеолита//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2000. С. 33-37.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

14. Житенев В.С. Череп пещерного медведя (Ursus spelaeus) с нарезками и следами охры из пещеры Сикияз-Тамак (Южный Урал)//Современные проблемы археологии России. Новосибирск, 2006. Т. I. С. 201-203.
Контекст: ...По мнению исследователя, не исключена возможность омоложения возраста из-за загрязненности образца (Житенев В.С., 2006, с. 201).

15. Косинцев П. А. Археозоологические критерии святилищ Урала и Западной Сибири//Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 40-42.
Контекст: ...Данные результаты полностью совпадают с археозоологическими кри-териями, выделенными П. А. Косинцевым для святилищ Урала и За-падной Сибири (Косинцев П.А., 1996, с. 41).

16. Косинцев П.А., Улитко А.И. Фауна крупных млекопитающих из археологического памятника Шайтаноозерский Каменный Остров-1//III Берсовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 76-78.
17. Котов В.Г. Пещера Шульган-Таш и мифология Южного Урала. Уфа, 1997. 32 с.
Контекст: ...Материалы Каповой пещеры широко используются исследовате-лями для реконструкции мифологических представлений верхнепалео-литического населения Урала (Филиппов А.К., 1997а, с. 69; 1997б, с. 55; Котов В.Г., 1997, с. 3-10; Филиппов А.К., 2004, с. 157-158).

18. Котов В.Г. Следы культа пещерного медведя на Южном Урале по данным пещеры Заповедная//Пещерный палеолит Урала. Материалы международной конференции. Уфа, 1997а. С. 42-45.
Контекст: ...Материалы Каповой пещеры широко используются исследовате-лями для реконструкции мифологических представлений верхнепалео-литического населения Урала (Филиппов А.К., 1997а, с. 69; 1997б, с. 55; Котов В.Г., 1997, с. 3-10; Филиппов А.К., 2004, с. 157-158).

19. Котов В.Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещерного медведя на Южном Урале//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2000. С. 37-40.
Контекст: ...Второе скопление имело длину 4 м и состояло из 56 чере- 14 пов, уложенных друг на друга в 2-3 ряда (Котов В.Г., 2000, с. 37-38).

20. Котов В.Г. Святилище в пещере Шульган-Таш (Каповой) и мифология Южного Урала//Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001. С. 54-79.
Контекст: ...По его мнению, в мифологической основе эпоса «Урал-батыр» лежит инициационный миф палеолитического возраста, который сопо-ставляется со структурой и характером пещерного святилища Шуль-ган-Таш (Котов В.Г., 2001, с. 72-76).

21. Котов В.Г. Культ медведя на Урале по данным пещеры Заповедная//Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001а. С. 86-105.
Контекст: ...По его мнению, в мифологической основе эпоса «Урал-батыр» лежит инициационный миф палеолитического возраста, который сопо-ставляется со структурой и характером пещерного святилища Шуль-ган-Таш (Котов В.Г., 2001, с. 72-76).

22. Котов В.Г., Ляхницкий Ю.С., Пиотровский Ю.Ю. Методика нанесения и состав красочного слоя рисунков пещеры Шульган-Таш (Каповой)//Уфимский археологический вестник. Уфа, 2004. Вып. 5. С. 65-71.
23. Ляхницкий Ю.С., Солодейников А.К. Результаты исследования рисунков пещеры Шульган-Таш (Каповой) группой ВСЕГЕИ в 20012004 гг.//Уфимский археологический вестник. Уфа, 2004. Вып. 5. С. 56-64.
Контекст: ...В настоящее время каталог рисунков содержит около 200 изображений (Ляхницкий Ю.С., Солодейников А.К., 2004, с. 56).

24. Мельничук А.Ф., Изосимов Д.А., Фадеева Т.В. Пещера Тайн//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. С. 271-272.
25. Оводов Н.Д., Мартынович Н.В. Пещеры, древний человек и животные//Современные проблемы археологии России. Новосибирск, 2006. Т. I. С. 218-220.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

26. Павлов П.Ю. Палеолитические памятники Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар, 1996. 194 с.
Контекст: ...По мнению П.Ю. Павлова, подобная ритуальная куча суще-ствовала и в Медвежьей пещере (Павлов П.Ю., 1996, с. 83-85).

27. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992. 207 с.
Контекст: ...Все древние рисунки сосредо-точены в Большом и Дальнем залах (Петрин В.Т., 1992, с. 13-37).

28. Петрин В. Т., Смирнов Н. Г. Палеолитические памятники в гротах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала//Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1977. Вып. 14. С. 56-71.
Контекст: ...Находится он на высоте около 8 м над уровнем реки (Петрин В. Т., Смирнов Н. Г., 1977, с. 56-57).

29. Петрин В.Т., Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Древнее святилище во 2-й Серпиевской пещере на Южном Урале//Семантика древних образов. Новосибирск, 1990. С. 7-20.
30. Радиоуглеродная хронология палеолита Восточной Европы и Северной Азии. Проблемы и перспективы. СПб., 1997. 143 с.
Контекст: ...По материалам из культурного слоя получена серия радиоугле-родных дат: по древесному углю - 10400±465 (СОАН-2468), 13335±192 (ИЭМЭЖ-365), 14240±150 (СОАН-2209) - и по кости - 13500±1660 (ИЭМЭЖ-41), 14038±490 (ИЭМЭЖ-366), 14200±660 (ИЭМЭЖ-54), > 27500 (ИЭМЭЖ-21) (Радиоуглеродная хронология…, 1997, с. 62).

31. Сериков Ю.Б. Новые данные по палеолиту Среднего УРАла//РА. 1997. № 3. С. 120-125.
32. Сериков Ю.Б. Новый тип палеолитического святилища на Среднем Урале//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2000. С. 40-42.
33. Сериков Ю.Б. Использование камней-самоцветов на территории Среднего Зауралья в древности//Пермский регион: история, современность, перспективы: Материалы международной научно практической конференции. Березники, 2001а. С. 44-47.
Контекст: ...Древние изделия и кости вымерших животных обладали особым сакральным статусом и часто использовались, прежде всего, в культо-вой практике древнего населения (Сериков Ю.Б., 2001б, с. 56-57).

34. Сериков Ю.Б. Вторичное использование изделий предшествующих эпох//XV Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов международной научной конференции. Оренбург, 2001б. С. 56-57.
Контекст: ...Древние изделия и кости вымерших животных обладали особым сакральным статусом и часто использовались, прежде всего, в культо-вой практике древнего населения (Сериков Ю.Б., 2001б, с. 56-57).

35. Сериков Ю.Б. Палеолитическое святилище на р. Чусовой (первые результаты исследований)//Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001в. С. 106-112.
Контекст: ...Древние изделия и кости вымерших животных обладали особым сакральным статусом и часто использовались, прежде всего, в культо-вой практике древнего населения (Сериков Ю.Б., 2001б, с. 56-57).

36. Сериков Ю.Б. Культовые пещеры р. Чусовой//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. С. 38-62.
Контекст: ...По костям мамонта в Новосибирске получена 17 дата 12430+260 лет (СОАН-4846), а по кости носорога из нижней ча-сти слоя в Оксфорде получена дата 33670+300 (ОхА-10929) (Сериков Ю.Б., 2004, с. 54).

37. Сериков Ю.Б. Горный хрусталь в культовой практике древнего населения Урала//Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Шестых Сибирских чтений. СПб., 2005. С. 7-12.
Контекст: ...В силу этого есть все основания предпо-лагать, что изделия из горного хрусталя могут являться своеобразным индикатором культовых комплексов (Сериков Ю.Б., 2005, с. 7-12).

38. Сериков Ю.Б. Культовые объекты и памятники как маркеры освоенного пространства (по материалам Среднего Зауралья)//II Северный археологический конгресс. Тезисы докладов. Екатеринбург-Ханты-Мансийск, 2006. С. 223-224.
Контекст: ...Своеобразным подтверждением этому предположению могут служить находки еще на одном культовом памятнике, расположенном на имевшем священный статус Шайтанском озере (Свердловская об-ласть) (Сериков Ю.Б., 2006, с. 223).

39. Синицына Г.В. Предметы символической деятельности на стоянках каменного века северного берега озера Волго в Тверской области//Археологическое изучение Центральной России. Тезисы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.П. Левенка. Липецк, 2006. С. 55-56.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

40. Филиппов А.К. Мифологические фрагменты искусства палеолита//Пещерный палеолит Урала. Материалы Международной конференции. Уфа, 1997а. С. 65-73.
Контекст: ...Материалы Каповой пещеры широко используются исследовате-лями для реконструкции мифологических представлений верхнепалео-литического населения Урала (Филиппов А.К., 1997а, с. 69; 1997б, с. 55; Котов В.Г., 1997, с. 3-10; Филиппов А.К., 2004, с. 157-158).

41. Филиппов А.К. Происхождение палеолитического искусства. СПб., 1997б. 103 с.
Контекст: ...Материалы Каповой пещеры широко используются исследовате-лями для реконструкции мифологических представлений верхнепалео-литического населения Урала (Филиппов А.К., 1997а, с. 69; 1997б, с. 55; Котов В.Г., 1997, с. 3-10; Филиппов А.К., 2004, с. 157-158).

42. Филиппов А.К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб., 2004. 224 с.
Контекст: ...Материалы Каповой пещеры широко используются исследовате-лями для реконструкции мифологических представлений верхнепалео-литического населения Урала (Филиппов А.К., 1997а, с. 69; 1997б, с. 55; Котов В.Г., 1997, с. 3-10; Филиппов А.К., 2004, с. 157-158).

43. Формозов А.А. О датировке росписей в Игнатиевской пещере на УРАле//РА. 2000. С. 215-217.
Контекст: ...Для бо-лее точного определения возраста данных росписей требуется прове- 11 сти большие и разносторонние исследования (Формозов А.А., 2000, с. 215-217).

44. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала//САИ. Вып. В4 -12(2). М., 1971. 120 с.
Контекст: ...Все это позволяет рассматривать данный комплекс как древнее долго функционировавшее культовое место (Чернецов В.Н., 1971, с. 43-47).

45. Широков В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер. Екатеринбург, 1995. 80 с.
Контекст: ...Возраст рисун-ков не установлен, но предположительно их относят к эпохе мезолита-неолита (Широков В.Н., 1995, с. 44-45).

46. Широков В. Н., Косинцев П. А. Обзор использования пещер Урала в палеолите//Пещерный палеолит Урала: Материалы Международной конференции. Уфа, 1997. С. 26-29.
Контекст: ...Однако впоследствии было высказано предположение о принадлежности костяных изделий и украшений к разрушенному па-леолитическому погребению (Петрин В. Т., 1992, с. 84; Широков В. Н., Косинцев П. А., 1997, с. 27).

47. Широков В.Н., Rowe M.W., Steelman K.L., Southon J.R. Игнатиев-ская пещера -первые прямые радиоуглеродные датировки настенных рисунков//Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 67-72.
Контекст: ...Полученные даты оказались в лучшем случае мезолитического возраста: 7370±50 (4RU292), 7920±60 (4RU291) и 6030±100 (4RU318) (Широков В.Н. и др., 2003, с. 68-71).

48. Щелинский В.Е. Некоторые итоги и задачи исследований пещеры Шульган-Таш (Каповой). Уфа, 1996. 25 с.
Контекст: ...В 1982 г. исследование Каповой пещеры продолжила экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руко-водством В.Е. Щелинского (Щелинский В.Е., 1996).

49. Щелинский В.Е. Палеогеографическая среда и археологический комплекс верхнепалеолитического святилища пещеры Шульган-Таш (Каповой)//Пещерный палеолит Урала. Материалы Международной конференции. Уфа, 1997. С. 29-38.
Контекст: ...По древесному углю из слоя получены две даты - 14680±150 (ЛЕ-3443) и 13930±300 (ГИН-4853) (Щелинский В.Е., 1997, с. 31-33).

50. Щелинский В.Е. Настенное искусство верхнепалеолитического святилища в пещере Шульган-Таш (Каповой) на Южном Урале: композиция «Лошади и Знаки» в зале Хаоса//Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001. С. 33-53.
Контекст: ...Чтобы со среднего яруса попасть в верхний, нужно преодолеть почти отвесный 14-метровый колодец (Щелинский В.Е., 2001, с. 33-37).

51. Щербакова Т.И. Поселение или святилище? (К вопросу о характере палеолитического местонахождения Анетовка-2 в Северном Причерноморье)//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2000. С. 42-46.
Контекст: ...На фоне все увеличивающихся свидетельств многообразия культовой практики палеолитического человека (Васи-льев С.А., 2000; Деревянко А.П., Рыбин Е.П., 2005; Житенев, 1999; 2000; Оводов Н.Д., Мартынович Н.В., 2006; Синицына Г.В., 2006; Щербакова, 2000) это уже не кажется удивительным.

52. Юрин В.И. Сикияз-Тамакский пещерный комплекс: шесть лет исследования//XV Уральское Археологическое совещание. Тезисы докладов международной научной конференции. Оренбург, 2001. С. 34-36.
Контекст: ...Следы культа пещерного медведя были обнаружены и в пещере Сикияз-Тамак I (Сквозная) Сикияз-Тамакского пещерного комплекса (Южный Урал) (Юрин В.И., 2001, с. 34-36).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)