The Formation of Communicative and Speech Competence in Teaching Russian as a Foreign Language (from the Experience of Teaching Russian to Chinese Students)

  • Сергей Владимирович Беликов Алтайский государственный университет (Барнаул) Email: serafimb@mail.ru
  • Ирина Юрьевна Качесова Алтайский государственный университет (Барнаул) Email: ikachesova@mail.ru
Keywords: communication, training, Russian as a foreign language

Abstract

The article discusses communication and speech competence as a basis for teaching Russian as a foreign language to Chinese students. The concept of communicative competence is associated with the formation of the communicative paradigm of RCTs. In the article, discursiveness and rhetoric are highlighted as the basic conditions that determine the communicative approach to teaching Russian as a foreign language. Discursive characteristics are associated with peculiar ethnological features of the Chinese culture: the influence of Confucian ideology, the integrity of the vision of the world, a specific motor-visual type of memory. Rhetorical characteristics are determined by the basic categories of the rhetorical paradigm. Speech intention is described as a particular case.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Author Biographies

Сергей Владимирович Беликов, Алтайский государственный университет (Барнаул)

магистрант, преподаватель кафедры русского языка Харбинского института Хуадэ

Ирина Юрьевна Качесова, Алтайский государственный университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

References

Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. Казань, 2004.

Балыхина Т.М., Денисова А.А. Проблема активности личности в обучении // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_rus_bel/nauka/s3.pdf.

Беликов С.В. Социологическое исследование среди студентов ХИИЯ «Развитие академической мобильности студентов российских и китайских вузов в образовательном пространстве университетов ШОС» // Исследование проблем молодежи в аспекте строительства структуры внешнего диалога на основе инициативы «Один пояс – один путь». Харбин, 2018.

Белозерова Н.Н., Чуфистова Л.Е. Когнитивные модели дискурса. Тюмень, 2004.

Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.

Борозенец Г.К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов: интегративный подход. Тольятти, 2003.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1981.

Гаспаров Б.М. Язык. Память Образ. Лингвистика языкового существования. М, 1996.

Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М, 2002.

Качесова И.Ю. Дискурсивные практики В. Шукшина: к вопросу о принципах моделирования вторичного текста // Филология и человек. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4695.

Ло Сяося. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. № 2 (8).

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Новикова А.К. Об учете принципов этноориентированного обучения в системе занятий по РКИ (на примере китайской аудитории) // Русский язык в современном Китае. Чита, 2014.

Пинкер С. Язык как инстинкт. М, 2009.

Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М., 2008.

Published
2020-12-04
How to Cite
Беликов С. В., Качесова И. Ю. The Formation of Communicative and Speech Competence in Teaching Russian as a Foreign Language (from the Experience of Teaching Russian to Chinese Students) // Philology & Human, 2020, № 4. P. 60-75 DOI: 10.14258/filichel(2020)4-05. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7606.
Section
Статьи
Bookmark and Share

Most read articles by the same author(s)