Формирование коммуникативно-речевой компетентности в преподавании русского языка как иностранного (из опыта обучения русскому языку китайских студентов)

  • Сергей Владимирович Беликов Алтайский государственный университет (Барнаул) Email: serafimb@mail.ru
  • Ирина Юрьевна Качесова Алтайский государственный университет (Барнаул) Email: ikachesova@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация, обучение, русский язык как иностранный

Аннотация

В статье рассматривается коммуникативно-речевая компетентность как база преподавания русского языка как иностранного китайским студентам. Понятие коммуникативной компетентности связывается с формированием коммуникативной парадигмы РКИ. В статье в качестве базовых условий, определяющих коммуникативный подход к преподаванию русского языка как иностранного, выделяются дискурсивность и риторичность. Дискурсивные характеристики связываются с особыми этнопризнаками китайской культуры: влияние конфуцианской идеологии, целостность видения мира, специфический двигательно-зрительный тип памяти. Риторические характеристики определяются базовыми категориями риторической парадигмы. В качестве частного случая описывается речевая интенция.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Сергей Владимирович Беликов, Алтайский государственный университет (Барнаул)

магистрант, преподаватель кафедры русского языка Харбинского института Хуадэ

Ирина Юрьевна Качесова, Алтайский государственный университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Литература

Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. Казань, 2004.

Балыхина Т.М., Денисова А.А. Проблема активности личности в обучении // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_rus_bel/nauka/s3.pdf.

Беликов С.В. Социологическое исследование среди студентов ХИИЯ «Развитие академической мобильности студентов российских и китайских вузов в образовательном пространстве университетов ШОС» // Исследование проблем молодежи в аспекте строительства структуры внешнего диалога на основе инициативы «Один пояс – один путь». Харбин, 2018.

Белозерова Н.Н., Чуфистова Л.Е. Когнитивные модели дискурса. Тюмень, 2004.

Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.

Борозенец Г.К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов: интегративный подход. Тольятти, 2003.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1981.

Гаспаров Б.М. Язык. Память Образ. Лингвистика языкового существования. М, 1996.

Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М, 2002.

Качесова И.Ю. Дискурсивные практики В. Шукшина: к вопросу о принципах моделирования вторичного текста // Филология и человек. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4695.

Ло Сяося. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. № 2 (8).

Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Новикова А.К. Об учете принципов этноориентированного обучения в системе занятий по РКИ (на примере китайской аудитории) // Русский язык в современном Китае. Чита, 2014.

Пинкер С. Язык как инстинкт. М, 2009.

Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М., 2008.

Опубликован
2020-12-04
Как цитировать
Беликов С. В., Качесова И. Ю. Формирование коммуникативно-речевой компетентности в преподавании русского языка как иностранного (из опыта обучения русскому языку китайских студентов) // Филология и человек, 2020, № 4. С. 60-75 DOI: 10.14258/filichel(2020)4-05. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7606.
Выпуск
Раздел
Статьи
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)