The Formation of Communicative and Speech Competence in Teaching Russian as a Foreign Language (from the Experience of Teaching Russian to Chinese Students)
Abstract
The article discusses communication and speech competence as a basis for teaching Russian as a foreign language to Chinese students. The concept of communicative competence is associated with the formation of the communicative paradigm of RCTs. In the article, discursiveness and rhetoric are highlighted as the basic conditions that determine the communicative approach to teaching Russian as a foreign language. Discursive characteristics are associated with peculiar ethnological features of the Chinese culture: the influence of Confucian ideology, the integrity of the vision of the world, a specific motor-visual type of memory. Rhetorical characteristics are determined by the basic categories of the rhetorical paradigm. Speech intention is described as a particular case.
Downloads
Metrics
References
Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. Казань, 2004.
Балыхина Т.М., Денисова А.А. Проблема активности личности в обучении // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_rus_bel/nauka/s3.pdf.
Беликов С.В. Социологическое исследование среди студентов ХИИЯ «Развитие академической мобильности студентов российских и китайских вузов в образовательном пространстве университетов ШОС» // Исследование проблем молодежи в аспекте строительства структуры внешнего диалога на основе инициативы «Один пояс – один путь». Харбин, 2018.
Белозерова Н.Н., Чуфистова Л.Е. Когнитивные модели дискурса. Тюмень, 2004.
Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
Борозенец Г.К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов: интегративный подход. Тольятти, 2003.
Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1981.
Гаспаров Б.М. Язык. Память Образ. Лингвистика языкового существования. М, 1996.
Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М, 2002.
Качесова И.Ю. Дискурсивные практики В. Шукшина: к вопросу о принципах моделирования вторичного текста // Филология и человек. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4695.
Ло Сяося. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. № 2 (8).
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
Новикова А.К. Об учете принципов этноориентированного обучения в системе занятий по РКИ (на примере китайской аудитории) // Русский язык в современном Китае. Чита, 2014.
Пинкер С. Язык как инстинкт. М, 2009.
Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М., 2008.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.