Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, выполненного на стыке лингвополитологии, лингвопрагматики, теории обыденного языкового сознания, интернет-лингвистики, стилистики и теории текста и посвященного изучению стратегий и тактик манипуляции массовым сознанием в виртуальных средствах массовой информации. Материалом исследования послужил текст политической новости «Путин подписал закон о свободном сборе валежника» с сайта Lenta.ru и интернет-комментарии к нему. Проведенное исследование позволило выявить, что автор выбирает стратегию манипуляции массовым сознанием читателя, но реализует ее с помощью разных тактик, что подтверждается лингвостилистическим анализом исходного текста. Доказательства того, что большинство читателей подверглось манипулятивному влиянию, содержатся в интернет-комментариях к данной новости. С целью подтверждения наличия манипулятивной функции исходного текста были проанализированы комментарии к новости, результаты их интерпретации подтверждают то, что читатели приняли позицию автора и ретранслировали ее с помощью ироничных, саркастичных, грубо-просторечных выражений и жаргонизмов.
Скачивания
Metrics
Литература
Быкова О.Н. К вопросу о языковой манипуляции в средствах массовой информации // Речевое манипулирование. М., 2012.
Гронская Н.Э. Язык и политика: коммуникация, дискурс, манипулирование. Нижний Новгород, 2005.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1996.
Иванов Л.Ю. Нейролингвистическое программирование // Культура русской речи. М., 2003.
Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.
Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2012.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
Лобанов А.А. Манипуляции в общении. Владимир, 1997.
Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. М., 2009.
Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования. На материале рекламных и PR-сообщений // Проблемы прикладной лингвистики. М., 2001.
Редькина Т.Ю. Активные лексико-семантические процессы в медиатексте // Филология и человек. 2013. № 2.
Сентенберг И.В., Карасик В.И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций // Речевое общение и аргументация. СПб., 1993. Вып. 1.
Чикилева Л.С. Прагматический аспект предвыборных выступлений // Филология и человек. 2015. № 1.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 2001.
Язык СМИ и политика. Под ред. Г.Я. Солганика. М., 2012.
Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/18/putin/
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.