Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ

  • Валерия Александровна Голянская Кемеровский государственный университет
  • Наталья Владимировна Мельник Кемеровский государственный университет
Ключевые слова: политическая лингвистика, манипуляция, стратегии, тактики, интернет-комментарий

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, выполненного на стыке лингвополитологии, лингвопрагматики, теории обыденного языкового сознания, интернет-лингвистики, стилистики и теории текста и посвященного изучению стратегий и тактик манипуляции массовым сознанием в виртуальных средствах массовой информации. Материалом исследования послужил текст политической новости «Путин подписал закон о свободном сборе валежника» с сайта Lenta.ru и интернет-комментарии к нему. Проведенное исследование позволило выявить, что автор выбирает стратегию манипуляции массовым сознанием читателя, но реализует ее с помощью разных тактик, что подтверждается лингвостилистическим анализом исходного текста. Доказательства того, что большинство читателей подверглось манипулятивному влиянию, содержатся в интернет-комментариях к данной новости. С целью подтверждения наличия манипулятивной функции исходного текста были проанализированы комментарии к новости, результаты их интерпретации подтверждают то, что читатели приняли позицию автора и ретранслировали ее с помощью ироничных, саркастичных, грубо-просторечных выражений и жаргонизмов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Валерия Александровна Голянская, Кемеровский государственный университет

магистрант

Наталья Владимировна Мельник, Кемеровский государственный университет

доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики

Литература

Быкова О.Н. К вопросу о языковой манипуляции в средствах массовой информации // Речевое манипулирование. М., 2012.

Гронская Н.Э. Язык и политика: коммуникация, дискурс, манипулирование. Нижний Новгород, 2005.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1996.

Иванов Л.Ю. Нейролингвистическое программирование // Культура русской речи. М., 2003.

Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2012.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

Лобанов А.А. Манипуляции в общении. Владимир, 1997.

Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. М., 2009.

Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования. На материале рекламных и PR-сообщений // Проблемы прикладной лингвистики. М., 2001.

Редькина Т.Ю. Активные лексико-семантические процессы в медиатексте // Филология и человек. 2013. № 2.

Сентенберг И.В., Карасик В.И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций // Речевое общение и аргументация. СПб., 1993. Вып. 1.

Чикилева Л.С. Прагматический аспект предвыборных выступлений // Филология и человек. 2015. № 1.

Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000.

Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 2001.

Язык СМИ и политика. Под ред. Г.Я. Солганика. М., 2012.

Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/18/putin/

Опубликован
2019-09-12
Как цитировать
1. Голянская В. А., Мельник Н. В. Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ // Филология и человек, 2019. № 3. С. 29-41. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5517.
Выпуск
Раздел
Статьи